Пааво Ярви и Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена представили все симфонии композитора на сцене Концертного зала Мариинского театра.
На берегах Невы продолжаются концерты и спектакли XXIII международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». В первые дни июля на сцене Концертного зала Мариинского театра выступил один из лучших мировых музыкальных коллективов – Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена (Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen).
Это уже второй петербургский визит музыкантов после триумфального дебюта в 2011 году с оркестровым циклом Роберта Шумана. В Санкт-Петербург Бременский оркестр прилетел из Германии, где накануне выступил на международном фестивале классической музыки в Мекленбурге (Передняя Померания). Перед этим Пааво Ярви представлял цикл Брамса на летнем международном музыкальном фестивале в Стамбуле (Турция).
Очередные гастроли немецких артистов стали подлинным украшением петербургской фестивальной программы. Во-первых, имя главного дирижера Пааво Ярви, который сумел превратить бременский коллектив в один из наиболее актуальных оркестров Германии, говорит само за себя. И, конечно, раритетным подарком петербургским любителям классической музыки стал цикл симфоний Иоганнеса Брамса.
Оркестр Die Deutsche Kammerphilharmonie был основан в 1980 году. Изначально в составе участвовали молодые инструменталисты, полные энтузиазма, разнообразных идей и творческих планов. Собственно говоря, функция дирижера казалась им ненужной. Однако, время расставило все точки над «i». Весомую лепту в исполнительскую манеру игры бременского камерного оркестра внес английский дирижер Дэниэл Хардинг, руководивший им в начале 2000-х годов.
Ну а следующий виток развития для Die Deutsche Kammerphilharmonie обеспечил молодой харизматичный эстонский дирижер Пааво Ярви – сын легендарного маэстро Нэеме Ярви. Пааво Ярви руководит Бременским камерным филармоническим оркестром с 2004 года. За это время произошел колоссальный прорыв в исполнительской традиции коллектива. Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена регулярно устраивает серию концертов в гамбургской Филармонии на Эльбе.
Среди ярких и масштабных работ оркестра – проекты симфонических циклов Бетховена и Шумана. Эти концерты с успехом проходили по всему миру, удостаиваясь самых высоких оценок критиков. Пааво Ярви отвергает тайм-аут в романтическом репертуаре и уже удивляет своей неординарной трактовкой симфоний Иоганнеса Брамса многочисленных слушателей, в том числе и тех, кому повезло побывать на исторических концертах Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen в Санкт-Петербурге.
Перед концертом маэстро любезно согласился на небольшое интервью для нашей аудитории:
– Брамс – один из самых центральных, важных и гениальных для меня композиторов в мировой классике. После симфонических циклов Бетховена и Шумана с Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена это было еще одним логическим шагом обратиться к симфониям Брамса.
– В своих интерпретациях Вы стараетесь вернуть первозданное величие музыки Брамса, тем самым освобождаясь от устоявшихся немецких музыкальных традиций прошлого?
– Главное – естественное звучание музыки, необходимо, что бы была слышна ее сущность… Мне хотелось нарушить привычку, установившуюся еще с конца XIX века, когда музыканты слушали всё ушами Вагнера c очевидной манией величия. Каждое время диктует свои законы интерпретации и мнения о музыке немецкого композитора.
Я думаю, что сейчас, лично для меня, Брамс должен стать более камерным, несколько подвижным и даже интимным. Не должно возникать такого грандиозного ощущения при исполнении музыки Брамса, как это делали, я повторюсь, дирижеры вагнеровской эпохи. Я считаю это не совсем правильным подходом, хотя, когда Вильгельм Фуртвенглер дирижировал Брамса, это было гениально. Так что я не думаю, что существует одна единственная и верная линия пути исполнения.
Мы же с Бременским оркестром стараемся следовать такому внутреннему камерному мышлению Брамса. Ведь, когда он сам дирижировал свои симфонии, в оркестре играло не более 40 человек. У нас – то же самое количество музыкантов. Поэтому, структура произведения становится более ясной, балансы прозрачнее, а сам оркестр становится чуть подвижным.
– Пааво, впереди Вам предстоят аудио и видеозаписи цикла Брамса. Что Вы больше всего ставите во главу угла в работе над симфониями композитора в отличие от недавно вышедших в свет записей брамсовского цикла Ваших немецких коллег – Риккардо Шайи с Лейпцигским оркестром Гевандхауза, Кристиана Тилеманна с Дрезденской Штаатскапеллой и Саймона Рэттла с берлинскими филармониками?
– Нам скорее важно найти некий исторический контекст, чтобы все музыканты обрели одно дыхание. Все они должны одинаково хорошо знать и чувствовать эту музыку – партии, движения голосов. Это должен быть такой большой прекрасный ансамбль единомышленников, здесь необходимо камерное мышление, я очень ценю такие качества.
В симфониях Брамса важна голосовая структура, каждая нота должна быть услышана музыкантами оркестра, это отражается и на полифонической ткани партитуры, и на темповой драматургии частей.
– А как музыканты Бременского оркестра относятся к Вашим предложениям? Они совпадают с их представлением о музыке Брамса?
– Понимаете, музыканты все делают, если они чувствуют, что это непродуманная какая-то идея. Присутствует определенный смысл при исполнении любого произведения. Мы вместе работаем уже много лет. Они прекрасно в меня верят, а я им охотно доверяю. Каждый новый проект для нас как будто первая встреча с композитором. Мы очень часто вместе интенсивно обсуждаем нюансировку, темповую драматургию и другие детали сочинения.
– Пааво, как восприняли гастроли и исполнение цикла симфоний Брамса сами музыканты Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена?
– Очень хорошо, артисты рады снова быть в Санкт-Петербурге на этом замечательном фестивале «Звёзды белых ночей».
Мы уже сыграли симфонии Брамса в Токио, Стамбуле. После российского тура представим их в Висбадене на знаменитом фестивале классической музыки в Рейнгау. Мы много переиграли симфоний и инструментальных концертов Брамса. Важен сам этот продолжительный процесс погружения в музыку Брамса и очень интересно как он воспринимается и музыкантами, и публикой.
Я счастлив тем мгновениям, когда можно так много времени провести с той или иной симфонией Брамса, особенно в моменты репетиций. Разные залы и континенты способствуют такому восприятию, ведь тогда ты как дирижер находишь какую-то другую свободу в этой музыке, что в нормальных оркестрах просто не существует!
***********
В обоих концертах Пааво Ярви достиг в работе с Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена впечатляющих результатов.
Оркестр звучал совершенным и благородным звуком, тончайшая нюансировка и точность артикуляции словно открыли музыке Брамса второе дыхание. Поразительно было наблюдать за безупречной игрой и феноменальным качеством звука каждого из солистов бременского коллектива, в котором по праву царит возвышенная атмосфера и ансамблевая дисциплина.
Артисты органично чувствуют и взаимодополняют друг друга, они страстно любят и искренне верят в музыку, следуя волевым дирижерским жестам оптимистичного Пааво Ярви. Восторгам петербургской публики, казалось, не было и предела. Зал приветствовал немецких музыкантов продолжительными аплодисментами.
Пааво Ярви не миновал и традиционных бисов, которыми стали искрометные, полные юмора и огня, Венгерские танцы Иоганнеса Брамса.
Каждой из танцевальных миниатюр маэстро придал особый национальный колорит и фольклорный оттенок, заряжая оркестрантов стремительной энергией и пылкостью чувств.
Отмечу, что в этом году Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена отмечает свое 35-летие со дня основания и дает концерты по всему миру, включая такие страны, как: Япония, Южная Корея, Турция, Россия, Румыния, Австрия, Германия, Нидерланды и Франция.
Наряду с Пааво Ярви за пультом оркестра гастрольные концерты проведут сэр Роджер Норрингтон и Тревор Пиннок.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Санкт-Петербург)