Женский хор армянской церкви, вокально-фортепианная «Этнофантазия» белорусских музыкантов, русский дуэт баяна и гитары, классический вокал Китая – всю эту палитру академических жанров и не совсем обычных музыкальных проектов можно услышать в Московской консерватории.
Уже в восьмой раз в Рахманиновском зале проходит международный фестиваль «Собираем друзей». В этом году в афише 22 концерта, подготовленные музыкантами из России, Великобритании, Израиля, Италии, Португалии, США, Японии. Сегодня очередь Ирана удивлять национальной музыкой. Бывшие выпускники московской консерватории, ныне известные по всему миру музыканты, подготовили концерт «Приезжайте в Эсфахан».
Это не просто песня, это аваз – музыкально-поэтический монолог. Настоящее сокровище иранской культуры, которым владеют даже на самой родине этого жанра лишь единицы. Хосейн Нуршарг – один из них. Искусству аваза обучался с детства у своего отца. Сложность в том, что аваз строится по строгим древним канонам. Шаг в сторону, и душа солиста не сможет раскрыться.
В иранской классической музыке есть место и абсолютной импровизации. Бедахэ – уникальная техника, когда музыка рождается спонтанно. Здесь и сейчас, по настроению певца.
«Это не просто любование, для красоты и для показа мастерства, это когда он поет и чувствует усталость слушателя, и он хочет поменять настроение именно в этот момент, пользуется этим искусством»,
– говорит автор музыки и поэзии, солист Хосейн Нуршарг.
Иранской музыке трудно подобрать аналоги в европейской традиции. Она никогда не использовалась в религиозных церемониях. Ее не назовешь народной – она доступна только настоящим мастерам и требует подготовленного слушателя. Правила культуры звука крайне сложны – в них сочетаются интуиция и математический расчет.
Поэзия на языке фарси, ажурные звуки каманче, витиеватая мелодия тара. Каждый номер концерта напоминает персидский ковер – яркий, сочный, со сложным узором. Задумав программу «Приезжайте в Эсфахан», Хосейн Нуршарг пошел на риск, переведя национальные мотивы на язык европейских инструментов. Он поет под аккомпанемент английского рожка, арфы, фортепиано.
«Восточная культура и западная, именно музыка – очень разные. И соединять их трудно, но мы попробуем. Может у нас есть ошибки, но мы занимаемся»,
– признается дирижер Бурак Тюзюн.
Конфликта нет ни в музыке, ни в коллективе. Каждый плетет свой узор. Этот концерт – удачный пример не только сочетания культурных традиций, но и союза музыкантов из разных стран – Ирана, Турции и России.