18 октября 2016 года в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная финалу II Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли», который с 1 по 4 ноября 2016 года объединит исполнителей фольклора и классики на сцене прославленного Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Всероссийский форум проходит под руководством всемирно известного пианиста Бориса Березовского при поддержке Министерстве культуры РФ.
Глобальный межнациональный проект «Музыка Земли» поддерживают на самом высоком государственном уровне.
«Во всем мире возрастает интерес к народным традициям.
Не только в России, но и в Европе, например, возвращение к национальным истокам и поиск своей национальной идентичности сегодня становятся актуальными как никогда»,
– утвердил заместитель Министра культуры РФ Александр Журавский.
Представители СМИ с неподдельной заинтересованностью задавали вопросы о фестивале его художественному руководителю пианисту Борису Березовскому, членам экспертного совета фестиваля – композитору и художественному руководителю Московской государственной филармонии Александру Чайковскому, Анатолию Гринденко – дирижеру и руководителю мужского хора Московской патриархии «Древнерусский распев», Андрею Котову – руководителю Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» и Марине Медведевой – заведующей кафедрой хорового и сольного народного пения ГМПИ им. Гнесиных.
Организаторы фестиваля признались, что сами не ожидали такого огромного интереса к конкурсу: более 300 заявок из 70 регионов России от фольклорных ансамблей и солистов из разных республик нашей страны – людей разных национальностей и вероисповеданий, живущих на российской земле.
Если люди так искренне любят народную музыку, песни, танцы, обряды родного края и передают их из поколения в поколение, значит традиция продолжается.
И если такая искренняя любовь к фольклору живет среди исполнителей, значит она неизбежно встретит взаимность и среди слушателей!
В онлайн-голосовании за лучший по мнению зрителей фольклорный коллектив проголосовали более 12 000 человек. Анатолий Гринденко, уникальный специалист в области аутентичной певческой культуры, прокомментировал это так:
«Если публика выбрала именно фольклорный ансамбль «Тепло очага» из Республики Адыгея – а большинство зрителей все-таки не профессиональные музыканты, – значит у нашего народа чуткий музыкальный слух и хороший вкус.
Люди почувствовали, что пение ансамбля «Тепло очага», хоть и неброское внешне, зато подлинное, настоящее, искреннее».
Некоторые представители СМИ, не имеющие музыкального образования, сочли соединение фольклора с академической музыкой парадоксальным и эклектичным. В ответ на это все спикеры убедительно объяснили им, что народная и классическая музыка – неразделимые части единого целого.
Так, например, на вопрос одного из журналистов: «Какое место занимает фольклор в иерархии других музыкальных жанров?» – блестяще парировал заместитель Министра культуры Александр Журавский:
«Иерархии здесь нет. Спросите, например, у присутствующего здесь композитора Александра Чайковского – какое место в его жизни и творчестве занимает русская или мордовская народная песня, музыка Мусоргского или Свиридова? Это единое пространство наших духовных ценностей. И кто, собственно, будет определять иерархию: какая музыка важнее?»
На заключительный риторический вопрос заместителя Министра культуры музыкально образованная пишущая братия ответила одобряющими аплодисментами. Мысль Александра Журавского развил художественный руководитель фестиваля пианист Борис Березовский:
«Симфоническая музыка великих наших классиков Римского-Корсакова, Глинки, Балакирева, Бородина, Петра Ильича Чайковского неотделима от музыки народной. Стравинский и вовсе откровенно заимствовал фольклор!»
Андрей Котов, эксперт в области этнографии, старообрядческой культуры и народного пения продолжил:
«Приехали мы однажды в Ирландию и сразу спрашиваем местных жителей: «Где у вас тут можно услышать ирландский фольклор?», они говорят: «У нас нет фольклора», – «Как нет?!» – удивились мы.
Заходим в один паб – там поют ирландские народные песни, заходим в другой – там тоже поют ирландские народные песни… Но фольклора у них нет! Потому что для них фольклор – это язык, на котором они между собой разговаривают.
Неверно рассуждать: классическая музыка – это высокий жанр, а фольклор – низкий. Для хорошего музыканта не существует противоречий между разными стилями и направлениями в музыке».
О критериях конкурсного отбора сказала Марина Медведева:
«Если песня берет за душу, если она исполнена искренне – это и есть один из важнейших критериев отбора».
Дополнил ее слова композитор Александр Чайковский:
«Или, скажем, если фольклорный ансамбль или солист поет и не держит тон, за время исполнения песни опускается на тон или полтона – это недостаток. Такой же, кстати, как и в классической музыке при пении a cappella, то есть без инструментального сопровождения.
Как видите, и критерии отбора лучших исполнителей в фольклоре и классике совпадают».
Итак, пресс-конференция показала, что Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли», который завершится с 1 по 4 ноября на одной из лучших концертных площадок страны – в Мариинском театре, уже зарекомендовал себя как глобальный межнациональный проект, имеющий важную государственную значимость.
Потому что «Музыка Земли» – это сохранение наших духовных ценностей и объединение людей разных взглядов, национальностей и вероисповеданий на едином музыкально-культурном пространстве России.
Лилия Ященко, ClassicalMusicNews.Ru