Московская филармония и “Геликон-опера” представляют оперу с участием Дмитрия Хворостовского.
По сути, постановкой “Демона” Антона Рубинштейна открывается московская музыкальная Лермонтиада – это еще один оммаж к 200-летию великого русского поэта. Для филармонической публики проект радикальный: на концертной сцене Зала Чайковского появится оперный спектакль. Постановку осуществил Дмитрий Бертман. В партии Демона – знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский. В спектакле заняты солисты и хор “Геликон-оперы”, Госоркестр им. Е.Ф. Светланова (под управлением Владимира Юровского). Дирижер – Михаил Татарников.
Подробности предстоящего спектакля держатся в секрете, но известно, что над сценическим образом “Демона” трудился венгерский 3D-художник Ласло Бордос, работающий в формате видеомэппинга, создающего через архитектурные видеопроекции оптические иллюзии реальной среды. Безусловно, миру “Демона”, сталкивающему силы света и тьмы, сочетающему космогонические бури с танцами грузинского пира, инфернального Духа с земной красавицей, эти новейшие визуальные технологии окажутся под стать. Художник убежден, что именно мэппинг – это тот инструмент, с помощью которого можно реализовать ожидания современного зрителя, часто не приемлющего другие формы оперных новаций.
Для самой же филармонии и постановщика спектакля Дмитрия Бертмана этот проект – прежде всего, попытка вернуть в зал Чайковского его исконную театральную энергию.
“Это исторический момент, потому что зал строился Всеволодом Мейерхольдом как театральный. Мы с Алексеем Шалашовым уже делали здесь в 2006 году спектакль “Милосердие Тита” Моцарта. Правда, тогда это был перенос геликоновской постановки, созданной для фестиваля в Мериде (Испания). Спектакль “Демон” поставлен специально для этой сцены, поэтому все пространство, которое задумывалось Мейерхольдом – сценический круг, архитектурные портики, лестницы, – будет использовано”,
– отметил на презентации в филармонии Дмитрий Бертман.
Режиссер заметил также, что хотел бы в перспективе перенести “Демона” на Новую сцену “Геликона”, причем с участием Дмитрия Хворостовского. В последний раз, по его словам, Хворостовский пел в России в спектакле, поставленном для него, в 2000 году. Это был “Риголетто” в Новой опере. И только сегодняшний “Демон” на сцене филармонии исправит тот чудовищный факт, что певец, которого знают во всем мире, не выступает на российской оперной сцене.
Дмитрий Хворостовский, в свою очередь, заметил, что также с нетерпением ждет открытия “Геликона”, побывал на стройке и видел, как там работают:
“Это будет уникальный театр, многофункциональный, и у меня просто “чешутся руки” на многие названия”.
Демон, как оказалось, был давней мечтой певца, и арии из оперы Рубинштейна входили в его концертный репертуар. Теперь, начиная работать над партией, он прослушал все существующие записи Демонов – Федора Шаляпина, Максимилиана Максакова, Бориса Штоколова, Маттиа Баттистини, Тита Руффо и др.
“Самое большое впечатление произвело на меня исполнение Георга Отса, глубокое, интересное. Так, собирая по крупицам какие-то штрихи, нюансы, я создавал своего Демона с пианисткой Светланой Ефимовой. Она являлась для меня двигателем идей. Получилась интереснейшая роль, и я млею и радуюсь каждой секунде, проведенной на сцене с такой великолепной компанией. Спектакль получился необычный, отличающийся от привычного понимания Демона”,
– рассказал певец.
Директор Московской филармонии Алексей Шалашов предвкушает восторг филармонической публики:
“Собрать столько талантов на одной сцене – счастье. Здесь витает театральный дух, здесь великолепная работа оркестра, певцов, органичная музыке режиссура”.
То есть настоящий “Демон”, готовый искусить.
“Демон” Антона Рубинштейна, 30 января и 2 февраля, Концертный зал Чайковского, 19.00, 5 февраля, Концертный зал “Филармония-2”, 19.00.
Спектакль 2 февраля будет транслировать ТВ-канал “Культура”.
Ирина Муравьева, Российская газета