Церемония открытия памятника Сергею Рахманинову в музее-усадьбе композитора “Ивановка” состоялась в четверг, 5 октября 2017 года.
Автор памятника – московский скульптор Денис Стритович. Установлен он Российским военно-историческим обществом.
Именно здесь, в тамбовской Ивановке, Сергей Рахманинов, вдохновленный местной природой, творил на протяжении 28 лет (до эмиграции в 1918 году): оперы “Франческа да Римини” и “Скупой рыцарь”, “Литургию Иоанна Златоуста”, фортепианные прелюдии, этюды-картины, романсы, вокально-симфоническую поэму “Колокола” и многое другое.
Ивановка была и оставалась его любимым домом, куда Рахманинов мечтал вернуться до конца своих дней. Как заметил Михаил Плетнев:
“Не побывав в Ивановке, можно сказать, что Рахманинова, по сути, не знаешь”.
Но судьба Ивановки долгие годы была трагической. Уничтоженное во время Гражданской войны рахманиновское имение почти все двадцатое столетие оставалось в руинированном состоянии, превратившись в место свалок и выгула скота – пока в музее не появился директор Александр Иванович Ермаков.
Дом и часть строений усадьбы, парк, деревья, птицы, цветы, беседки и, к слову, первый скульптурный портрет Рахманинова (1982, скульптор Константин Малофеев) – были воссозданы и открыты благодаря усилиям Ермакова, вернувшего в это место дух самой музыки Рахманинова.
Теперь гостей музея-усадьбы “Ивановка” у входа будет встречать новый памятник – бронзовая фигура Сергея Рахманинова. Основой скульптурной композиции стало рахманиновское произведение “Сирень”, ноты которого увековечены в бронзе.
Как рассказал автор памятника, московский скульптор Денис Стритович:
“Мы решили представить Рахманинова в молодом возрасте, и этим наша скульптура отличается от всех существующих скульптурных изображений композитора. Это памятник без постамента – городская скульптура, создающая впечатление, что Рахманинов просто стоит среди нас.
Высота скульптуры – 2 метра 20 см, внутри постамента – живой куст сирени. Сама идея с живым деревом мне показалась интересной: сначала задумывалось, что это будет вишня, но поскольку Ивановка – заповедник сирени, где растет 60 ее видов, мы решили скульптуру связать с местным ландшафтом.
В скульптуре есть элемент модерна, некоторая связь с традициями Паоло Трубецкого и раннего Николая Андреева. Материал – бронза, скамейки и другие детали – из бетона с мраморной крошкой. Амфитеатром выставлены деревянные лавки, чтобы люди могли присесть рядом с памятником и “пообщаться” с Рахманиновым.
Также в композиции запечатлены надписи, посвященные связи Рахманинова с этой родной ему землей. Не могу не сказать, что большой вклад в композицию этой скульптуры, в том числе идея сирени, принадлежит министру культуры Владимиру Мединскому.
Что касается самой работы, то музей “Ивановка” предоставил мне огромное количество фотоматериалов, чтобы я мог создать реалистичный образ Рахманинова в тот период его жизни.
Ирина Муравьева, Российская газета