В Москве состоялась мировая премьера оратории «Исход», написанной Юрием Шерлингом.
Этого режиссёра, композитора и хореографа критики называют «человеком, свободным от условностей и способным разрушить любые стереотипы». Тему исхода Шерлинг трактует в самом широком смысле – как символ освобождения человечества.
В Концертном зале имени Чайковского оратория прозвучала в исполнении Камерного хора Владимира Минина, Оркестра имени Светланова и солистов. В роли чтеца выступил знаменитый литовский артист Владас Багдонас.
В этом произведении – история многовековых страданий и гонений еврейского народа. Материал Юрий Шерлинг собирал на протяжении долгих лет. Год назад начал писать масштабную ораторию для солистов, чтеца, хора и симфонического оркестра. В этом произведении Шерлинг, как и Скрябин в его грандиозной «Мистерии», обращается ко всему человечеству.
«Я как еврей рассказываю это на еврейском материале я говорю о том, что мир стоит перед атомной катастрофой, и мы должны совершить не атомный исход, покрытый пепелищем, а мы должны собрать все силы для того, чтобы под единой крышей мира, вне зависимости от веры, от расы, религии, понимания жизни, просто выжить»,
– убежден композитор Юрий Шерлинг.
В произведении – три части. Первая – рассказывает об изгнании евреев из Египта. Затем слушателя отправляют в эпоху Крестовых походов. Третья часть посвящена главной трагедии XX века – Холокосту.
В повествовании используются разные языки: иврит, латынь, немецкий, русский. Солистам, чтобы освоить партии, пришлось нелегко. Исполнитель теноровой партии Леонид Бомштейн признался: чтобы привыкнуть к этой музыке, ему понадобилось около 15 репетиций.
«Партия сложна тем, что в ней много перевоплощений, она начинается с канторской композиции, с канторской импровизации, и переходит в арию Иосифа. Все это – иврит,
– описывает солист Леонид Бомштейн.
Потом я перевоплощаюсь в немецкого сумасшедшего, и из его уст звучит текст Ницше, из уст сумасшедшего, понимаете!»
Масштабным действом управлял в этот вечер дирижер Федор Леднев. Исполнение современной музыки – его кредо. Но дирижировать таким большим составом ему пришлось впервые. Репетиции начались еще в феврале.
«Очень серьезные темы, и темы эти проходят нитью через три части, и в каждой части они по-особому решены, и музыка совсем разная. И очень красивая, и эмоциональная, и быстрая, и жесткая, и мягкая, и воздушная»,
– отмечает дирижер Федор Леднев.
Еврейские мелодии, молитвы из Торы, звучание шофара – национального музыкального инструмента – все это создавало особую атмосферу.