«Люблю тебя, Петра творенье…» – бессмертные строки Пушкина стали названием спектакля.
Ко дню рождения Санкт-Петербурга Михайловский театр представил премьеру балета в постановке американского хореографа Лара Любовича.
Он создал более ста композиций для разных театров США. Спектакль по «Медному всаднику» – его первый опыт работы в России.
Он приехал в Петербург два месяца назад. За это время – ни одного выходного. Только работа. Год назад Любович решил поставить балет в Петербурге. Прочел пятнадцать переводов «Медного всадника» и на их основе создал свою поэму, в танце.
«Я действительно прочитал огромное количество переводов “Медного всадника” на английский – главным образом потому, что, говорят, эту поэму невозможно перевести на английский. Я думаю, это правда. И чтобы понять, о чем поэма, про что говорил Пушкин, – мне пришлось прочесть еще и анализ этой поэмы»,
– признался хореограф.
Золотое, огненное небо Петербурга – как воспаленное сознание главного героя поэмы Евгения. Предчувствуя беду, он пытается найти невесту, дом которой стоит на берегу. В мечтах он даже видит эту встречу, которая так никогда и не состоится.
Хореограф словно намекает: через несколько мгновений грянет буря. Невеста Евгения Параша погибнет. На сцене сверкает молния, льет дождь; кажется, что даже в зале становится сыро и холодно.
Важная деталь: в этом спектакле почти нет декораций. Художник создает атмосферу Петербурга с помощью световых проекций. Зритель словно попадает в тот мрачный, серый и дождливый день, который описал Пушкин.
В предисловии к «Медному всаднику» Пушкин указал:
«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Художник Георгий Цыпин, широкой публике известный как один из авторов сценария церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, наводнение 1824 года показывает с помощью 3D-технологий. Только так, уверен мастер, можно передать движения стихии, описанные Пушкиным.
«Все эти современные 3D-технологии дают такие возможности, которые позволяют тебе работать напрямую с музыкой, напрямую взаимодействовать с танцорами, все привести в движение, и вот здесь – попытка это сделать»,
– прокомментировал художник-сценограф Георгий Цыпин.
Исаакиевский собор, ростральные колонны уходят на дно. Многослойные проекции создают неожиданный эффект – зритель словно открывает глаза под водой. Мультимедийные технологии использованы столь деликатно, что не мешают увидеть главное – изысканную хореографию, созданную американским мастером на русской сцене.