Если принять во внимание кризис и отсутствие коллективного желания масштабно отметить в Москве 75-летие Шнитке, программа юбилейного месяца выглядит вполне достойно.
24 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Альфреда Шнитке — композитора, чьё имя для нескольких поколений слушателей было символом смелости, порядочности и бескомпромиссности.
Вслед за Шостаковичем Шнитке воспринимался как летописец эпохи, однако его сочинения, как всякое подлинное искусство, со временем всё более принадлежат не столько своему времени, сколько вечности.
Тогда и теперь
Пять лет назад в Москве прошёл масштабный фестиваль к 70-летию композитора, запомнившийся именно этим ощущением постепенного освобождения музыки Шнитке от внемузыкальных смыслов. Привычные слова о невозможности «абстрагироваться от политического и социального контекста» носили скорее ритуальный характер и звучали явно запоздало.
Фестиваль, собравший близких Шнитке исполнителей — от Наталии Гутман и Александра Ивашкина до Гидона Кремера и Юрия Башмета, был не первым крупным московским форумом такого рода — подобные проходили и за пять, и за десять лет до того, однако в наибольшей степени казался чудом, повторить которое будет невозможно.
Слишком уж много счастливых совпадений необходимо для того, чтобы все эти музыканты собрались в одно время в одном месте, чтобы нашлись спонсоры, залы и оркестры, чтобы столь сильна была общая заинтересованность в результате.
Сегодня её нет, примером может служить прошлогоднее исполнение оркестром «Новая Россия» многострадальной Девятой симфонии Шнитке (к разговору о ней мы вернёмся накануне юбилейной даты), не только проваленное с музыкальной точки зрения, но и не получившее сколько-нибудь заметной информационной поддержки.
Неудивительно поэтому, что 75-летие Шнитке куда более масштабно отмечается, например, в Лондоне, чем в Москве. Впрочем, экономический кризис внёс свои коррективы и в программу лондонского юбилейного фестиваля: по словам его организатора дирижёра Владимира Юровского, ряд крупных произведений Шнитке пришлось заменить камерными.
По этой части в Москве всё не так плохо: в течение двух предыдущих сезонов, объединённых десятилетием со дня смерти Шнитке, его камерные сочинения звучали регулярно.
С одной стороны, это неплохо, если учесть, что музыка Денисова, Губайдулиной, Сильвестрова, Уствольской исполняется у нас гораздо реже, а произведения зарубежных композиторов сопоставимого масштаба — Лигети, Булеза или Картера — практически никогда.
С другой стороны, учитывая исключительное место Шнитке в российской культуре, десяток исполнений за год, конечно, мало, особенно если говорить о симфониях и концертах, не звучащих в Москве годами.
Теперь и тогда. Программа
Тем не менее, если принять во внимание кризис и отсутствие какого-либо коллективного желания масштабно отметить в Москве 75-летие Шнитке, программа юбилейного месяца выглядит вполне достойно.
Сонатный мини-цикл образуют два концерта в Малом зале консерватории (МЗК), 3 и 6 сентября. В первый вечер две скрипичные сонаты Шнитке сыграла Алёна Баева: Вторую с подзаголовком Quasi una sonata, плач о распаде сонатной формы, о её несвоевременности и невозможности, и раннюю, написанную в 1955 году, впервые прозвучавшую лишь шесть лет назад и до сих пор не исполнявшуюся в России.
Весь вечер на сцене был пианист Владимир Сканави, составивший пару виолончелисту Александру Рудину: они сыграли Первую виолончельную сонату и грандиозный эпилог из балета «Пер Гюнт» в переложении для виолончели, фортепиано и хора (в записи).
А завтра свою интерпретацию Первой сонаты представит виолончелист Александр Ивашкин, известный не только как постоянный исполнитель и адресат ряда сочинений Шнитке, но и его биограф, автор книги «Беседы с Альфредом Шнитке».
Ивашкин сыграет также посвящённую ему сольную пьесу «Звучащие буквы» и примет участие в исполнении Фортепианного трио вместе с Ириной Шнитке и Святославом Морозом. Прозвучит также Мадригал памяти Олега Кагана для скрипки соло и Первая скрипичная соната — полная юмора, написанная молодым, но зрелым мастером, освоившим язык Бартока, Прокофьева, Шостаковича и полным решимости двигаться дальше. Ирина Шнитке исполнит посвящённую ей Вторую фортепианную сонату. Вход на концерт свободный.
В этот же вечер по соседству, в Рахманиновском зале, программа «Пение мира о самом себе»: музыки Шнитке там не будет, зато прозвучат сочинения, в том числе новые, двух композиторов его поколения — Валентина Сильвестрова и Арво Пярта. Шнитке ценил обоих, и подобный концерт в контексте юбилейного месяца представляется особенно знаменательным и своевременным.
Здесь же днём позже состоится, возможно, самый интересный концерт этих дней: программу «(Не)Знакомый Шнитке» представят Александр Ивашкин, на этот раз уже в качестве дирижёра, и ансамбль «Студия новой музыки».
Из семи номеров вечера три — ранние шесть фортепианных прелюдий, музыка для камерного оркестра и «Магдалина» на стихи Бориса Пастернака — прежде не звучали в нашей стране.
Остальные также исполняются нечасто — будь то «Три мадригала», где три разных перевода одного и того же стихотворения диктуют три разных музыкальных решения, коллажная Серенада или «Музыка к воображаемому спектаклю» с отчаянно-весёлой игрой на гребёнках.
В ноябре проходят также два фестиваля, связанные с музыкой Шнитке. 8 ноября стартует «Московская осень»; в своё время в рамках этого фестиваля состоялась российская премьера знаменитой «Фауст-кантаты» Шнитке. С тех пор его сочинения регулярно звучат на фестивале, который 30 ноября завершит In memoriam — оркестровая версия фортепианного квинтета.
Имеет смысл обратить внимание и на другие программы «Осени», где много произведений композиторов, близких Шнитке по духу. 13 ноября открывается фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», среди главных лиц которого также исполнители круга Шнитке; одна из них, Наталия Гутман, 21 ноября в МЗК представляет посвящённую ей Виолончельную сонату и принимает участие в исполнении струнного трио.
Ещё один замечательный виолончелист, Иван Монигетти, 13 ноября выступает в этом же зале с программой, где сочинений юбиляра нет, однако сам метод формирования программы — виолончельная музыка от Баха до Пендерецкого — весьма напоминает полистилистику Шнитке.
24 ноября, в день рождения композитора, о нём вспомнят в рамках абонемента «Двойной портрет» в МЗК; концерт посвящён также памяти Эдисона Денисова, скончавшегося в этот день.
Произведения двух современников, в том числе величественный хоровой концерт Шнитке, исполнят органистка Людмила Голуб и камерный хор Валерия Полянского.
В этот же день в Большом театре — премьера оперы «Воццек» Альбана Берга, ещё один подарок ко дню рождения Шнитке, чьё оперное творчество в огромной степени восходит именно к «Воццеку».
Продолжение в декабре
О Шнитке не забудут и по окончании юбилейного месяца: 1 декабря в Большом зале консерватории его музыку представят Наталия Гутман и маэстро Саулюс Сондецкис — тоже музыкант из ближайшего круга Шнитке.
А 13 декабря в Концертном зале имени Чайковского дирижёр Владимир Юровский поделится одной из страниц своего лондонского фестиваля — фрагментами «Фауст-кантаты», которые прозвучат в обрамлении музыки других композиторов, посвящённой теме Фауста.
Для 75-летия композитора — не так мало, хотя и не так много; симфонии, кончерти гросси и струнные квартеты придётся слушать дома или ждать следующего юбилея.
И всё же из сочинений, которые представляет московская афиша, сложится вполне цельный портрет композитора, познавать музыку которого не наскучит никогда.
Илья Овчинников, “Частный корреспондент”