На Новой сцене Большого театра представили оперу Александра Даргомыжского «Каменный гость». Роковая встреча Дон Жуана и Командора стала сюрпризом для публики.
Эта постановка, выпущенная под свет софитов в кратчайшие сроки, — внеплановое пополнение афиши театра. Режиссером выступил Дмитрий Белянушкин, который бьет едва ли не стахановские рекорды, ставя третий спектакль за сезон. Такой плодовитости не знал даже великий Борис Александрович Покровский.
Но после неловкой попытки сделать представление для детей «Байки о лисе, утенке и балде», выпуска пошловатого опереточного дивертисмента с микрофонным пением «В ритме сердца» молодому постановщику доверили оперу с трудной судьбой.
За «Каменного гостя» по одноименной «Маленькой трагедии» Пушкина Даргомыжский взялся с удовольствием, но работа шла медленно из-за начавшегося у композитора творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров его самой удачной оперы «Русалка» и явно пренебрежительным к нему отношением молодого поколения музыкантов. И Даргомыжский не успел завершить партитуру.
После его смерти это сделал Цезарь Кюи, а оркестровал и написал коротенькую увертюру Римский-Корсаков.
Опера, не считая антракта, идет всего 80 минут. Антон Гришанин за дирижерским пультом корректен. Но действие кажется затянутым и статичным, так как режиссерская мысль спряталась где-то за манекенами в колоннах, пародирующих готическую архитектуру Гауди (мрачная сценография с доминантой черного цвета Виктора Шилькрота). Артисты в громоздких костюмах (художник — Ирэна Белоусова) тяжело и нелепо двигаются (почему-то в постановочную команду не позвали хореографа) и вампучно, с грохотом падают замертво от грубой имитации шпажного удара.
Зал тихонько подхихикивает над каждой картинной гибелью. Чувств между героями, тем более донесенных до публики, нет и в помине.
Только женщины Дон Жуана — темпераментная Лаура (меццо Агунда Кулаева) в ядовито-зеленом платье, и утонченная Донна Анна (сопрано Анна Нечаева) вся в белом — единственные, кто интересны в своих образах и состоятельны вокально. А вот Дон Жуану, характерному тенору (хотя для этой роли требуется лирический голос), приглашенному из Михайловского театра Федору Атаскевичу не хватает пластичности голоса, чтобы справиться с замысловатой речитативностью партии, и харизматичности натуры, необходимой «пожирателю» женских сердец.
И это при том, что композитор — редкий случай! — оставил тенора без блистательных верхних нот и требует от певца не только внешней эффектности, но и внутренней силы. Не хватает полнозвучности и насыщенности характера Николаю Казанскому (Дон Карлос) и особенно Петру Мигунову (Лепорелло).
А куда более мощные басы Вячеслав Почапский и Годерзи Джанелидзе поют мелкие, незначительные партии.
Одним словом, месть Командора удалась, а вот опера так и не обрела своего театрального счастья. Публике же с большими надеждами остается только ждать следующей премьеры — комической оперы Доницетти «Дон Паскуале». За спектакль отвечают польский дирижер Михал Клауза и режиссер Тимофей Кулябин, снискавший себе славу скандальной на всю страну постановкой вагнеровского «Тангейзера». Премьера спектакля назначена на середину апреля.
Антон Гришанин, дирижер-постановщик:
“Мне кажется, Даргомыжский ставил перед собой задачу максимально следовать Пушкину, язык которого очень живой и разговорный. Возможно, поэтому композитор, работая над оперой, для либретто взял пушкинский текст.
У Пушкина все образы, особенно Дон Гуан, полнокровны и многогранны. На мой взгляд, основная идея этой «маленькой трагедии» (как и многих других) — поэтизация молодости, жизнелюбия, творческой энергии. Именно любовь является ярчайшей жизненной силой”.
Премьера «Каменного гостя» состоялась 16 февраля 1872 года в Мариинском театре. В Большом, будто подтверждая свою несчастную судьбу, опера до дня сегодняшнего выдержала всего две постановки. Спектакль 1906 года прошел лишь семь раз.
А вот версия, сделанная семьдесят лет спустя, была в афише теат ра 23 года. За это время было дано свыше 250 представлений, в которых в разные годы блистали выдающиеся певцы «золотой эпохи» Большого — Тамара Милашкина и Маквала Касрашвили (Донна Анна), Тамара Синявская (Лаура), Александр Ворошило (Дон Карлос), Александр Ведерников и Артур Эйзен (Лепорелло) и неподражаемый тенор Владимир Атлантов в роли Дон Жуана.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”