Второй концерт абонемента «Мелодия априори» состоялся в Малом зале консерватории 29 октября 2016 года. Программа называлась «Квинтет +».
Её исполняли Людмила Берлинская (фортепиано), Игорь Фёдоров (кларнет) и «Новый русский квартет» в составе: Юлия Игонина (первая скрипка), Елена Харитонова (вторая скрипка), Михаил Рудой (альт), Алексей Стеблёв (виолончель).
Программа:
Н. Метнер – Фортепианный квинтет до мажор;
С. Прокофьев –«Увертюра на еврейские темы»;
Алексей Курбатов – Секстет;
Д. Шостакович – Фортепианный квинтет.
БИС: С. Прокофьев – «Увертюра на еврейские темы».
Фортепианный квинтет Николай Метнер начал писать в 1904 году и закончил в 1948 году, т. е. работал над ним ни много, ни мало 44 года. Он очень хотел принять участие в его исполнении и записи. Но во время первой репетиции с ним случился тяжелый сердечный приступ.
Но всё же Метнер сумел записать квинтет в 1950 году. Это была одна из последних записей. Самой последней его записью стали несколько песен с Элизабет Шварцкопф. Квинтет не имеет опуса, т. к. был издан после смерти автора и считается посмертным.
Отрадно каждое включение в программы концертов сочинений Николая Метнера до недавнего времени почти забытого на родине. Время всё расставляет по своим местам и сегодня интерес к музыке Метнера со стороны исполнителей заметно вырос. Даже проводится конкурс его имени.
Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…”
«Новый русский квартет» существует уже довольно давно – только официально с 2008 года. До 2011 года партию альта в нём сполнял Александр Галковский – профессор Московской консерватории по камерному ансамблю. Казалось бы, остальные его участники должны были на практике получить хорошую школу ансамблевой игры, но не получили.
Я писал в рецензии на концерт «Нового русского квартета» 7 июня 2010 года об отсутствии полнценного ансамбля даже в присутствии мэтра этого жанра. С сожалением приходится констатировать отсутствие ансамбля в «Новом русском квартете» и спустя шесть лет. Хотя может быть и в меньшей степени, чем тогда.
Но в рецензируемом концерте ещё наложилось и отсутствие взаимопонимания между квартетом и пианисткой. В квинтетах Метнера и Шостаковича рояль у Берлинской настолько доминировал над струнным квартетом, что того временами было плохо слышно.
Тут отрицательную роль сыграла послеремонтная акустика Малого зала консерватории. Она стала гулкой для рояля и более глухой для струнных. Конечно, для улучшения звукового баланса крышка рояля должна была быть открытой на низкой подставке, но потому как впервые за последние 25 лет фирмой «Мелодия» велась «живая запись» концерта, это было невозможно.
В записи все эти детали можно будет подкорректировать, но в концерте они все хорошо заметны.
В «Увертюре на еврейские темы» проблемы баланса были менее заметны, но прозвучала она неинтересно. Главный недостаток исполнения – ритмическая однообразность, отсутствие рубато и бедность игры темпами. Увертюра получилась откровенно скучной.
Есть претензии и к звучанию кларнета у Игоря Фёдорова, которое временами было резковатым и некрасивым. Не исправило общее негативное впечатление и исполнение на бис сокращенной версии Увертюры.
В программу концерта была включена мировая премьера секстета Алексея Курбатова, написанного специально к этому концерту. Партитура секстета имеет небольшое предисловие:
«Это история про поезд, который мы пытаемся догнать всю жизнь, одновременно с этим мечтая остановить свой бесполезный бег, ведь поезд всегда оказывается впереди. И вдруг наступает момент, когда ты видишь, что каким-то образом обогнал его, сам этого не заметив, но в этот же момент вспоминаешь, что ты Анна Каренина, и колесо уже на твоей шее».
То, что пьеса связана с образом поезда было бы ясно и без этого предисловия. Ритм секстета – это стук вагонных колес.
В первую очередь хочу сказать, что секстет Алексея Курбатова сразу понравился мне просто как хорошая музыка. Довольно редко мне нравится современная музыка с первого прослушивания. А в этом случае понравилась сразу. В ней есть нерв и настроение. Хорошо выстроена форма.
Большое достоинство Секстета – его лаконичность. Точка в его окончании поставлена вовремя.
Исполнение Секстета Курбатова было наиболее удачным во всей программе концерта. Здесь почему-то не было проблем с балансом. Да и кларнет у Федорова зазвучал гораздо красивее, нежели при исполнении Увертюры Прокофьева.
Владимир Ойвин