Историей своих путешествий на родины великих композиторов поделился с хабаровчанами профессор Академии музыки в Тель-Авиве (Израиль) Марк Шавинер.
В Арт-подвальчике прошла интересная встреча: со слов самого пианиста, скорее даже не лекция, а рассказ, иллюстрируемый музыкальными произведениями и событиями его музыкальной биографии.
Карта маршрутов Марка Шавинера богата и тесно связана с именами композиторов: Варшава – с Шопеном, Подмосковье – с Чайковским, южная Австрия – с Моцартом и так далее. Профессора всегда интересовал жизненный путь композитора, его судьба: это знание даёт многое для прочтения той или иной музыки.
Особенно интерес усилился к середине 90-х годов, когда Марк Шавинер начал вести курс истории фортепианного искусства в Академии искусств в Тель-Авиве.
“Мне страсть как захотелось побывать в домах-музеях сегодня: Моцарта в Зальцбурге, Бетховена в Бонне, чтобы прочувствовать атмосферу этих домов, может быть, заметить что-то новое, узнать какие-то интересные факты, и, конечно, впоследствии рассказать студентам,
– рассказывает профессор.
Однако первое знакомство с дорогим именем случилось задолго до преподавательской деятельности.
Варшава: оцепенение у фортепиано
Это был 1964 год, Марку было 20 лет, он только окончил первый курс Новосибирской консерватории, работал в студенческом хоре, которым руководил молодой педагог. Студенты хора победили во многих конкурсах, и их послали с концертами в Польшу.
“Сейчас это сложно представить, но в 1964-м поездка за рубеж была практически невозможным мероприятием,
– вспоминает профессор.
Карта выступлений была довольно обширной: Варшава, Познань, Лодзь, Гданьск, Гливице… Дирижёр довольно часто просил Марка играть что-то в перерывах, разбавлять хоровую программу. Тогда студент второго курса успешно справлялся с задачей, играя вторую балладу Шопена, его ноктюрны и этюды.
“И вот в один из дней нас повезли в Желязову-волю – место, где родился Шопен, дорогой для всех музыкантов пригород Варшавы, красивейшая деревня.
И там стояло фортепиано Шопена, играть на котором было запрещено. Но администратор этого дома-музея, узнав, что я пианист, сказал мне: «Ну, хочешь, поиграй что-то, но только не громко, чтоб не повредить старый инструмент».
Я решился, подошёл, и вдруг у меня затряслись колени, и я застыл на месте: просто не смог подойти и сыграть. Осознание того, что за этим инструментом Шопен ещё мальчиком начинал играть, сочинять и писать свои первые произведения, парализовало меня. Таким было моё глубочайшее почтение к этому композитору”,
– профессор закрывает глаза, вспоминая.
И чтобы каждый из присутствовавших на встрече понял 20-тилетнего Марка, он сыграл зрителям полонез соль-минор, написанный Шопеном в возрасте семи лет.
И всё же в ту поездку молодому пианисту удалось-таки сыграть на инструменте, на котором, как говорят, один раз играл Шопен. Это было в Познани, там стоял старый рояль (довольно дряхлый, как выяснилось):
“Я аккомпанировал хору и, когда пришло моё время разбавлять программу, решил сыграть вторую балладу. Сначала всё шло гладко и спокойно, но когда начался бурный эпизод, и я со всем пылом накинулся на клавиши, вся педальная подставка рояля вылетела, и я почувствовал, будто играю на клавесине.
К счастью, вскоре появились несколько парней, полезли под рояль и прямо в процессе моей игры укрепили подставку,
— улыбается профессор.
Неизгладимое впечатление на юного пианиста произвело тогда посещение Собора Святого Креста в Варшаве, где, в соответствии с завещанием самого Шопена, в одной из колонн замуровано его сердце. Хоть сам композитор похоронен в Париже, сердце его осталось в Польше, с которой он никогда не расставался в душе.
Зальцбург: Моцарт в каждом вдохе
Спустя много лет Марк Шавинер оказался в Австрии: они с женой гостили в Западной части страны. Чтобы добраться до родного города Моцарта – Зальцбурга – нужно было ехать часов пять на Восток, на поезде, однако желание попасть в гости к Моцарту взяло верх над сложностями – и супруги отправились в путь.
“Под проливным дождем, которым наградила в тот день погода, мы обошли уютный старинный Зальцбург, очень красивый городок.
Предприниматели пользуются славой композитора: всюду конфеты, портреты, карандаши, ликёры с надписью «Моцарт» и так далее. Дом, где родился композитор, одной стороной выходит на улочку, а другой – на рыночную площадь,
– вспоминает профессор.
В этом доме юный Моцарт начал учится музыке, игре на клавесине (фортепиано тогда уже было изобретено, но не было популярно).
Чтобы передать атмосферу детства композитора, Марк Шавинер сыграл публике менуэт зальцбургского периода, когда маэстро было всего пять лет (1761 год).
Во времена Моцарта Зальцбург был глухой провинцией. Несмотря на обилие поездок, которые устраивал отец (доезжали даже до Англии, Моцарт аккомпанировал самой королеве в возрасте 6 лет), композитор всё же чувствовал свою оторванность от большого мира. К тому же у него были постоянные конфликты с работодателем – городским главой архиепископом Иеронимом.
В поисках работы в двадцатилетнем возрасте Моцарт вместе с матерью отправился в Париж, однако эта поездка оказалась трагической.
Условия, в которых сын с матерью были вынуждены проживать, были из ряда вон убогими: в полуподвальном доме мать композитора простыла и впоследствии (в этой поездке) умерла от воспаления лёгких. По срокам это событие совпадает с рождением знаменитой и трагичной сонаты ля-минор, которую Марк Шавинер также сыграл затаившим дыхание зрителям.
“В возрасте 25 лет, в 1781 году, Моцарт пошёл на решающий конфликт с архиепископом и уехал в Вену, – рассказывает профессор, – уже овеянную именем Гайдна и других известных композиторов. В Вене он прожил до конца жизни, к сожалению, это оказался всего десятилетний период.
Но в 81-м году он был полон сил: писал свои оперы, симфонии, сонаты, очень много концертов для фортепиано – это давало ему возможность заявить о себе, участвовать в бурной концертной жизни Вены.
В 1796 году, через пять лет после смерти Моцарта, его жена Констанция организовала концерт памяти маэстро. Там пели выдающиеся певцы венской оперы, но самым знаменательным событием концерта было выступление 25-летнего Бетховена, который сыграл знаменитый ре-минорный концерт Моцарта со своей каденцией (сам Моцарт каденции к этому концерту не написал).
Бонн: вот вам и последний рояль
В свою следующую поездку Марк Шавинер отправился в Бонн, где в 1770 году родился Бетховен. В 17 лет невероятно талантливый юноша решил поехать в Вену, учиться у великого Моцарта. Это был 1787 год, у Моцарта тогда намечалась премьера «Дон Жуана», всё горело, всё не успевал – одним словом, ему было не до Бетховена.
Но всё-таки маэстро нашёл время и послушал молодого композитора, похвалил за импровизации, и в целом за талант, но отметил, что тот немножко «колотит».
Со слов профессора Шавинера, здесь нужно понимать специфику и различия эстетики южно-австрийской и северо-немецкой школ. Лишь из-за этих различий для Моцарта Бетховен, с его активным и очень ярким пианизмом, показался грубоватым.
Тем не менее, всё шло к тому, что Бетховен будет учиться у Моцарта. Но тут он получает известие из Бонна, что его мать умирает, и он вынужден вернуться на родину. Но мечты о Вене не растаяли, и в 22 года композитор вернулся в столицу, однако Моцарт годом раньше умер. Так Бетховен стал учиться у ещё одного великого композитора – Гайдна.
“Это был довольно любопытный период учёбы, они занимались контрапунктом, гармонией, композицией, теоретическими предметами.
Бетховен решал задачи по этим дисциплинам. И однажды к нему зашёл приятель, тоже композитор, намного старше Бетховена. Кинул взгляд на пюпитр, где стояла задачка, уже проверенная Гайдном, и нашёл ещё пару ошибок. Бетховен рассвирепел от такого невнимания учителя, и занятия прекратились.
Тем не менее, когда магистрат Бонна назначил Бетховену стипендию, и нужна была влиятельная рекомендация, Гайдн откликнулся и написал, что у него никогда не было столь талантливого ученика и что у Бетховена – великое будущее. Ученик же, в свою очередь, посвятил Гайдну три своих первых сонаты.
– рассказывает профессор.
Со слов профессора Шавинера, в доме-музее в Бонне, в основном, представлены предметы боннского периода, но также некоторые из Вены (например, гигантская слуховая трубка). А вот эпизод с последним роялем Бетховена профессора не на шутку разочаровал.
“Как известно, композитор начал глохнуть рано, в 30-летнем возрасте. А потому он требовал от мастеров, которые производили инструменты, ещё более широкий диапазон.
Последний инструмент, который сделал венский мастер Конрад Граф, включал в себя 6 октав, и по 4 струны на клавишу. Музыканты знают, что на каждую клавишу, каждый звук, есть три струны у рояля. Так мастер сделал четыре, чтобы Бетховен лучше слышал.
На деле же, четырьмя струнами там и не пахло, и, вообще, диапазон был уже. Я был возмущён до глубины души и ничего не мог понять. Обратился к служителю: «Как же так? Инструмент Конрада Графа должен быть таким и таким…» Он говорит: «Да, вы совершенно правы. Это похожий инструмент, как говорится, инструмент эпохи.
А тот инструмент выкупила Каролина Витгенштейн – спутница жизни Ференца Листа, и подарила Листу, а тот, в свою очередь, передал в дар Будапештской академии музыки, которая носила его имя.
В данный момент он находится в музее музыкальных инструментов Будапешта. Вы можете прочитать обо всём этом на табличке, если обойдёте рояль».
Обо всех путешествиях Марка Шавинера, обо всех знаменитых (и не очень) инструментах, на которых довелось играть профессору, следовало бы написать книгу. В этой же статье нам придётся ограничиться тремя странами и тремя великими именами.
Пианист Марк Шавинер – профессор Академии музыки в Тель-Авиве (Израиль) – вот уже четвёртый год приезжает в Дальневосточную столицу.
Исполнительский дар, огромный педагогический опыт, а также обаяние и харизматичность профессора делают эти встречи незабываемыми.
Им воспитано множество лауреатов международных конкурсов. Ежегодные мастер-классы в странах Европы – таков перечень достижений этого талантливого музыканта.