В Мариинском театре сразу на нескольких сценах состоялось открытие нового 233-го сезона.
По этому случаю художественный руководитель и главный дирижер театра маэстро Валерий Гергиев устроил пресс-конференцию, которой предшествовало открытие выставки в фойе основного здания Мариинки «Мариинский театр — ветеран Великой Отечественной войны. В экспозиции представлено свыше 20 полотен художников студии имени Грекова.
Предстоящий сезон будет как всегда насыщенным и очень интенсивным, ожидаются премьеры, фестивали и гастроли труппы театра.
Валерий Гергиев обратил внимание журналистов, что темпы творческой деятельности коллектива будут стремительно расти, и число выступлений сможет достичь своей рекордной отметки – 1000 в год!
Валерий Гергиев:
«Я здесь говорю не только о концертах оркестра Мариинского театра, но и о работе оперной и балетной трупп театра, включая все мероприятия которые проходят на наших трех “домашних сценах”, а также гастроли по России и за рубежом.
Только в минувшем сезоне мы выступили в 25 регионах страны и надеемся интенсивно продолжать эту работу, поскольку я вижу, насколько востребовано наше искусство, как нас ждут. А интерес слушателей для меня главный приоритет».
Главным событием сезона станет премьера оперы Родиона Щедрина «Рождественская сказка» Родиона Щедрина. Сценический показ спектакля запланирован накануне Нового года.
Первая оперная премьера сезона опера Петра Ильича Чайковского “Опричник” завершит год юбилейных мероприятий к 175-летию со дня рождения великого русского композитора. Среди главных балетных событий – новый спектакль “Симфония в двух движениях” на музыку Игоря Стравинского в хореографии Раду Поклитару.
Ожидается немало и фестивальных проектов, включая традиционный масштабный марафон «Звезды белых ночей», фортепианный форум «Лики современного пианизма», III международный органный фестиваль. Интересным обещает стать и новый Хоровой фестиваль “Мариинский” (он состоится в середине марта следующего года).
Первые дни нового сезона Валерий Гергиев проведет за пультом нескольких сцен театра. На открытии маэстро продирижировал «Пиковую даму» Чайковского, на следующий день «Хованщину» Мусоргского.
В Концертном зале Мариинского театра в ближайшие проходит марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского.
***
В числе почетных гостей театра в эти дни российский композитор Родион Щедрин.
Вчера была исполнена сценическая версия его оперы «Левша».
Это одна из загадочных партитур Родиона Щедрина, вдохновленная бессмертным сюжетом повести Н. Лескова. Мировая премьера сочинения состоялась летом 2013 года в рамках международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей». Сценическое воплощение того спектакля осуществили: режиссер – Алексей Степанюк и художник-постановщик – Александр Орлов.
Опера была написана Родионом Щедриным специально для второй сцены Мариинского театра и посвящена 60-летию Валерия Гергиева. Кстати, монограмма фамилии дирижера зашифрована в ловком сплетении музыкальной ткани сочинения.
Валерий Гергиев:
«Левша» – крупнейшее произведение новейшей русской музыки: мне кажется, благодаря своим высочайшим музыкальным качествам – блестящий оркестр, колоссальные хоровые и сольные партии, а также опора на могучую русскую литературную сокровищницу. И это не первое обращение Родиона Щедрина к творчеству Николая Лескова, равно как и его старшего современника Дмитрия Шостаковича. Все это вместе, я надеюсь, делает перспективы нашей работы самыми великолепными и многообещающими.
Мне хочется, чтобы не одно поколение певцов Мариинского театра обращалось к данным ролям. Я считаю, что мы все правильно сделали, опираясь на собственную уверенность в том, что нельзя без современников делать современную историю театра, причем любого театра, тем более такого, как Мариинский. Театр создают лидеры! И первейшим лидером лидеров является автор – Композитор. Мы обязательно осуществим в самое ближайшее время видеозапись этого спектакля, аудиоверсия уже выпущена на лейбле «Мариинский».
«Левша» наряду с «Очарованным странником» и хоровой литургией «Запечатленный ангел» стал третьей партитурой Родиона Щедрина, в которой он обратился к творчеству любимого им Николая Лескова. Композитор старался максимально выпукло передать характеры главных героев оперы-притчи.
Родион Щедрин:
«Левша» — самая известная повесть Николая Лескова. В России ее знают все. Сочинение предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама фабула повествования — гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое сказание?..
Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русские цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы… А если заглянуть чуть вглубь, то и очевидное художественное противопоставление двух форм бытия — рациональной британской и иррациональной русской».
В своей опере-притче, сказе о тульском косом Левше, Родион Щедрин прибегнул и к написанию либретто, в котором не раз использовал лексикон Лескова, в частности такие словообразования как: «мелкоскоп» (т.е. «микроскоп»), или «тугамент» (в переводе на современный язык – документ).
Фабулу сюжета дополняют специально введенный композитором ряд женских персонажей: английские невесты Левши, блондинки и брюнетки – разговорные женщины (солисты оперы и миманса театра), а также Блоха, изящная и комичная Кристина Алиева (колоратурное сопрано).
Левша – оружейных дел мастер превзошел английских умельцев: он сумел подковать крохотную стальную блоху, но судьба не уготовила счастья главному герою. Гений оказался невостребованным в своем отечестве – потому и умер.
В партии Левши выступил тенор Андрей Попов – блестящий характерный герой. Артист испытывает особое сострадание и нежность к своему персонажу.
Андрей Попов:
«Левша – абсолютно русский персонаж, стереотип русской души. Это произведение и создано для того, чтобы вести куда-то зрителя, поэтому оно и обладает таким духовным ориентиром.
Мне очень приятно, что Родион Щедрин писал специально для меня эту удивительную партию, наполненную духовным смыслом. Левша – тонко чувствующая и глубокая натура, русский гений и самородок. Если в предыдущих ролях я играл простых русских мужиков (кучера Селифана в «Мертвых душах», Магнетизера в «Очарованном страннике»), то здесь мастерски нужно было сыграть роль гения, который создал шедевр».
Партитура сочинения изобилует универсальным языком и широким спектром колористических средств. Щедрин, не изменяя собственному стилю, находится в русле минималистской эстетики, неразрывно связанной с архаикой русского фольклора.
Оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым порадовал мобильностью и ярким звучанием. Отмечу предельную концентрацию внимания дирижера к сложнейшей партитуре Родиона Щедрина. В одной из оркестровых интерлюдий, выполняющих роль сквозного развития действия оперы, «Куйка аглицкой блохи на русский лад» – стереофонический эффект достигался уравновешенным балансом между хором и оркестром.
Отмечу также превосходную вокальную и актерскую работу артистов, занятых в концертном исполнении «Левши»: Эдуарда Цанги в роли лихого вояки Атамана Платова; Владимира Мороза в партии русских монархов Александра I и Николая I; экстравагантной Марии Максаковой в роли Принцессы Шарлотты, дочери английского короля Георга III.
В финальной сцене оперы отпевание Левши иллюстрирует молитвенный хор. Родион Щедрин вводит духовные тексты русских православных песнопений, как мерцание вечного света сквозь призму истории.
Сегодня Валерий Гергиев обратится к творчеству Рихарда Вагнера. На Новой сцене Мариинского театра прозвучит романтическая опера композитора «Лоэнгрин» с участием лучших вокальных сил труппы: Евгения Никитина, Михаила Петренко, Ларисы Гоголевской и Сергея Скороходова.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru