В конце мая 2012 альтист Максим Новиков представил в Ереване короткометражный фильм на музыку Сонаты-песни Арама Хачатуряна.
Режиссером фильма стала Лусине Мартиросян.
Впервые Сонату-песню Арама Хачатуряна Максим Новиков, ученик Юрия Башмета, альтист с европейским именем, исполнил в Ереване еще в 2009 году, в концерте, состоявшемся в доме-музее великого композитора.
Тогда музыкальная критика писала, что знаменитый альтист «открыл нам заново великую силу нашего соотечественника, его гений, достойно соединяющий его с великим Бахом».
На днях в очередной раз приехавший к нам Новиков еще раз презентовал нам Сонату-песню — теперь уже обросшей визуальной плотью.
Перед входом в конференц-зал коньячно-винного завода «Ной» гужевался нарядный бомонд. Публики было не слишком, зато comme il faut. Любители новейшего, рождающегося в синтезе форм и жанров искусства проявляли нетерпение.
«Я очень хотел показать эту работу в Ереване. Здесь очень много моих друзей — и старых, и новых. Это предпремьерный показ музыкального короткометражного фильма «Соната-песня», который снят не на музыку, а благодаря музыке великого армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна.
Это его последнее произведение, которое он написал буквально за несколько месяцев до смерти: он ни разу его не слышал, не видел изданных нот. К сожалению, это произведение незаслуженно забыто классическими исполнителями, и в какой-то момент мне показалось — надо, чтобы справедливость восторжествовала. А благодаря сотрудничеству с режиссером этого фильма Лусине Мартиросян к нам пришло конечное видение того, что мы хотели»,
— скажет со сцены Максим Новиков.
В основу видеофабулы, иллюстрирующей великую музыку и, видимо, призванной приблизить ее к широкому, привыкшему к клипам, слушателю, легла поэма Ованнеса Туманяна «Ахтамар». Правда, у первого армянского поэта любовная драма развертывалась на фоне волн ванских. Но чем Севан плох?
Золотые лучи солнца, пронзающие сгущающиеся тучи, плеск воды, стены севанского монастыря, костер в ночи, мужественный юноша и прекрасная собой девушка… И взмах смычка в руке виртуоза.
Форма «Сонаты-песни» вибрирует энергией импровизации, которую так талантливо подхватил альтист — легко и изобретательно, красочно и вдохновенно. Соответственно, вдохновенно аплодировала и публика, в криках «браво!» которой восхищение исполнением сочеталось с благодарностью неармянскому артисту, взявшемуся напомнить миру произведение великого армянского композитора.
Возможно, создание этого фильма, в свою очередь, дань благодарности Максима. Ведь Ереван сыграл такую большую роль в его судьбе! В нашем городе он имел большой успех, концертируя с квартетом имени Хачатуряна. Сын Арама Хачатуряна подарил Максиму последнюю сонату отца, а современный талантливый композитор Ваче Шарафян посвятил ему 4 произведения.
В Ереване Максим встретил женщину, с которой связал свою судьбу. И хотя двухлетний Никита Новиков говорит с мамой по-армянски, а с папой по-русски, отец хочет, чтобы его сын владел, как минимум, восьмью языками:
«Он станет дирижером, — убеждён Максим, — а дирижеры все говорят на восьми языках».
Но вернемся к концерту-показу. Презентацией фильма он не завершился. Уже давняя история, особые отношения — творческие и человеческие связывает Максима Новикова и Трио имени Хачатуряна. Максим был первым артистом, выступившим в серии «Трио имени Хачатуряна представляет», которую музыканты регулярно проводят в Ереване.
Трио — Армине Григорян — фортепиано, Карэн Шахгaлдян — скрипка, Карэн Кочарян — виолончель — неоднократно сотрудничало с Максимом в разных программах, концертных залах и городах. Последнее такое «сотрудничество» состоялось недавно в Риге, куда альтист переехал на постоянное место жительства и где уже успел организовать фестиваль «Весенняя музыкальная академия».
Фрагменты из того, что происходило на этом фестивале, Новиков и его армянские коллеги решили представить ереванскому зрителю «во второй части марлезонского балета». Но прежде, чем взять в руки альт — инструмент работы мастера Энрико Черути — Максим Новиков еще раз взял слово. И представил аудитории еще одного своего друга — художника, армянина сирийского происхождения и американской известности, некогда закончившего ереванскую Академию художеств Кеворка Мурада.
Публике предстояло стать свидетелями еще одного арт-синтеза. В Тандеме с Трио Хачатуряна Максим Новиков играл Комитаса, Ваче Шарафяна и даже китайского композитора с «непереводимой» фамилией — ведь музыкант восемь лет работал в Поднебесной, руководил альтовой группой в симфоническом оркестре города Шэньчжэнь в Китае.
И под звуки альта и скрипки Кеворк Мурад тут же, на глазах изумленной публики быстрыми взмахами пера создавал какие-то летучие образы восточных городов, каких-то томных одалисок и инфернальных существ, проецирующихся на мерцающий в темноте экран…
Эта встреча — очередной проект Максима Новикова в Ереване. А впереди — новые встречи с артистом-виртуозом, с настоящей музыкой, с креативными начинаниями.