1 и 2 марта на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета состоялась премьера оперы Джузеппе Верди “Риголетто”. Эта опера входит в число самых известных произведений итальянского композитора. Любовь, страх, напряжение и неожиданный финал представил эстонский режиссер Неэме Кунингас на минской сцене.
В основе сюжета лежит пьеса Виктора Гюго “Король забавляется”. Действия переносят зрителя в эпоху 19 века, где главным героем выступает Риголетто. Это первая опера, в которой Верди описал конфликт, порожденный социальным неравенством.
Опера состоит из трех действий, на протяжении которых напряженно развивается одна сюжетная линия, связанная с образами трех героев – Риголетто, его дочери Джильды и Герцога. Главный герой выступает шутом, мстителем и любящим отцом. Льстивость и унижения превращают Риголетто в настоящего монстра. Его преследует одержимая мысль – спрятать от всех свою дочь Джильду. Но волею судьбы Риголетто сначала принимает участие в похищении дочери, а затем становится причастным к ее убийству.
На сцене Большого театра Беларуси опера “Риголетто” ставилась пять раз. Заглавную партию в опере в разные годы исполняли Михаил Денисов, Арсен Арсенко, Николай Ворвулев, Борис Казанцев, Николай Сердобов, Анатолий Генералов, Игорь Сорокин, Юрий Бастриков, Аркадий Савченко, Николай Моисеенко.
Над новой сценической версией оперы в Большом театре Беларуси работала интернациональная команда: главный дирижер Большого театра Беларуси Виктор Плоскина, эстонский режиссер Неэме Кунингас и сценограф из Финляндии Анна Контек.
– Сегодня часто называют “новаторскими” постановки, в которых меняется эпоха, используется лексика и семиотика кино и шоу-бизнеса, при этом забывается о том, что есть в самой партитуре и что можно и нужно раскрывать в спектакле, – говорит режиссер постановки Неэме Кунингас.
Однако использовать психологический реализм, показать реальную жизнь и образы той эпохи – задача не из простых.
Неэме Кунингас сумел донести до зрителя атмосферу того времени, передать характеры героев и раскрыть главный конфликт.
Надежда Наймушина, tut.by