9 ноября 2017 в Эрмитаже, после двухлетней реставрации была представлена, пожалуй, самая «музыкальная» картина главного музея страны – «Лютнист» Караваджо.
Это полотно известно тем, что помимо молодого человека, играющего на лютне, здесь изображены ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).
Этот фламандский композитор долгое время жил в Италии, где написал значительную часть своих сочинений. Основная заслуга Аркадельта — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру XVI века мадригалов, которые композитор писал на стихи Петрарки, Якопо Саннадзаро и Филиппо Строцци.
О невероятной популярности композитора в Италии свидетельствует то, что его первый сборник мадригалов, изданный в Венеции в 1539, переиздавался более 50 раз. Так что неудивительно, что мадригал из этого сборника Voi sapete ch’io vi amo попал на картину Караваджо.
Однако, все эти детали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в своем вступительном слове сознательно опустил, сохранив интригу до самого момента открытия картины, не сообщая впрямую, какое конкретно произведение искусства сокрыто под драпировкой.
Загадка стала постепенно решаться лишь в тот момент, когда после выступления Пиотровского мадригал Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo стал исполнять Российский ансамбль старинной музыки, и его солистка, лауреат Конкурса им. Чайковского Виктория Евтодьева. Именно под звуки этого произведения директор Эрмитажа открыл картину для всеобщего обозрения.
После открытия картины, прозвучали слова руководителя компании, спонсировавшей реставрацию, Пола Роулинсона («Бейкер и Маккензи») и художника-реставратора Виктора Коробова.
Завершило торжественную часть выступление известного голландского лютниста и композитора Джозефа ван Виссема, который исполнил свое произведение, написанное под впечатлением одного из мадригалов Аркадельта.
Вечер продолжило полноформатное выступление Российского ансамбля старинной музыки и Владимира Шуляковского, представившего программу «Музыка эпохи Караваджо», в которой прозвучали сочинения Я. Аркадельта, С. Росси, Д. Чима, Д. Буонаменте.
ClassicalMusicNews.Ru