Второй международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой «Opera Art» открылся 7 марта 2017 года в Большом зале Московской консерватории. Он начался не через год, а через полтора года после первого – в связи с тем, что теперь решено проводить его весной.
Все пять концертов Первого фестиваля прошли с огромным успехом. Но это и обязывало к тому, чтобы уровень Второго был не ниже. Программа Второго фестиваля такой уровень сулит. Концертов планируется шесть. Первым стало концертное исполнение редко звучащей оперы Джакомо Пуччини «Ласточка» («La Rondine»).
Открытие фестиваля оправдало ожидания и прошло с колоссальным успехом.
Первое яркое впечатление от очаровательной музыки мы получили полтора года назад. Тогда на заключительном концерте Первого фестиваля, посвящённом памяти Елены Образцовой, Алиева прекрасно исполнила арию Магды из этой оперы.
«Ласточка» – восьмая из десяти опер Джакомо Пуччини. Написана она в 1917 году на либретто Дж. Адами на итальянском языке (на основе немецкого либретто А. Вильнера и Г. Рейхерта). Премьера состоялась 27 марта 1917 в Монте-Карло. В оперном наследии Пуччини она слывёт наименее популярной, хотя в последние годы интерес к ней оживился. Так, постановка «Ласточки» в Немецкой опере в Берлине с участием Динары Алиевой стала событием сезона 2014/2015 гг.
Сюжет «Ласточки» перекликается с «Травиатой» Дж. Верди, но без трагической развязки. Сам автор определил жанр оперы как лирическую комедию. Довольно долго действие развивается в точном соответствии с этим жанром.
Парижская куртизанка Магда де Сиври, живущая на содержании банкира Рамбальдо, влюбляется в молодого провинциала Руджеро Ластука и, бросив Рамбальдо, бежит с ним в Ниццу. Это лирическая пара. Их сопровождает горничная Магды Лизетта в компании с влюблённым в неё поэтом Пруньё. Это комедийная пара. Все весело проводят время на вилле. При этом Руджеро ничего не знает о бурном прошлом Магды, которая скрывается под именем Полетт.
Но денег на такую жизнь у них нет, и Руджеро решает просить свою мать разрешить ему на «Полетт» жениться. Комедия резко превращается в драму. Мать в письме разрешает брак при условии, что невеста невинна и чиста. Магда, прочтя это письмо, в отчаянии объявляет Руджеро, что она никогда не сможет стать его женой, ведь он ничего не знает о её прошлом. Несмотря на уверения Руджеро, что ему это неважно, Магда возвращается к Рамбальдо.
Последний дуэт Магды и Руджеро переводит сюжет из лирической комедии в сферу мелодрамы с элементами трагедии. Но все остаются живы, и все вернулись «на круги своя», кроме разве что Руджеро. Да и он, вероятнее всего, скоро утешится. Рамбальдо принимает Магду и прощает ей измену. Лизетта по-прежнему её горничная – и продолжает комически браниться с Пруньё. Такая вот «Травиата-light».
Некоторое снижение градуса страстей было с лихвой компенсировано превосходным исполнением «Ласточки». Динаре Алиевой удалось собрать очень ровный и при этом хороший состав для российской премьеры. Великолепна была сама примадонна – и чисто вокально, и музыкально-драматически. Здесь её партия не доходит по виртуозности и силе до уровня Глории Тоски или Турандот. Но она очень изящна, цельна и органична.
Алиева мастерски освоила то не шибко большое пространство сцены, которое остается в БЗК от рассадки оркестра. Она легко лавировала между солистами и оркестровыми пультами, не заглядывая в ноты своей партии. Голос Алиевой свободно и красиво лился во всех регистрах. Кстати, все солисты (кроме Костанцо) пели наизусть, что давало им сценическую свободу.
Молодой итальянский тенор Винченцо Костанцо, родом из Неаполя, выступил достойным партнёром Алиевой. Такого яркого и страстного тенора в Москве давно не слышали.
Очень интересна вторая пара персонажей: сопрано Марина Зятькова (Лизетта) и тенор Андреа Джованини (Пруньё). Великолепное сопрано Зятьковой, более лёгкое по сравнению с голосом Алиевой, звучало временами волшебно, временами в более характерной манере.
С помощью макияжа Зятькова преображается в очаровательную субретку с точёной талией. Зятькова востребована и много поёт на Западе, но мало известна на родине. Сценически она была очаровательна. Так что её выступление в «Ласточке» стало в некотором роде сенсацией.
Для опытного Джованини партия Пруньё хорошо знакома: он пел её на нескольких сценах Италии. В «Ласточке» она театрально наиболее выигрышна. Его персонаж в этой опере самый живой.
Небольшая, но ответственная партия банкира Рамбальдо досталась студенту IV курса Академии хорового искусства им. В. С. Попова баритону Илье Алтухову – и сделана им превосходно.
«Мастера хорового пения», как всегда, были на высоте, притом не только в качестве хора. Они выделили из своего состава дюжину солистов на маленькие, но индивидуальные партии: Андрей Башков, Вячеслав Воробьев, Анастасия Зеленская, Юлия Кузнева, Дмитрий Кузнецов, Ольга Калугина, Евгения Курова, Сергей Малинин, Анна Немзер, Ольга Никифорова, Анна Новичкова, Наталья Рыкова, Ренат Фартдинов – это друзья и подруги Магды, студенты, художники, дамы и кавалеры, гризетки, цветочницы, танцовщицы, официанты.
Хорошо звучал Российский национальный оркестр под управлением молодого латвийского дирижёра Яниса Лиепиньша. Временами, правда, его заносило, и оркестр погромыхивал, но в его возрасте это простительно, если не выходит за допустимые рамки. А рамки в случае с Динарой Алиевой довольно широки, потому как её голос прорезает любые оркестры.
Владимир Ойвин