Предпраздничным вечером 7 марта 2017 в Москве в Большом зале консерватории открывался Второй международный фестиваль Динары Алиевой «Опера Art».
Первый, состоявшийся осенью 2015 года, оставил у искушенной московской публики самые приятные воспоминания, и меломаны с нетерпением ждали продолжения.
Ждать пришлось полтора года: организаторы перенесли проведение «Опера Art» с осени на весну, и это, как мне кажется, очень правильное решение.
Удачное сочетание высочайшего качества и изюминки в каждом концерте первого фестиваля не оставило равнодушным никого из любителей оперного пения. Планку Динара подняла очень высоко, и после столь замечательного начала фестивальной истории высокими были и ожидания от второго фестиваля «Опера Art».
Что же, забегая вперед, можно смело сказать, что ожидания эти обмануты не были. Материал для открытия был выбран Динарой Алиевой безошибочно, и показ концертной версии оперы Дж. Пуччини «Ласточка» прошел с ошеломительным успехом. У успеха этого было несколько составляющих, а вот слабых сторон замечено не было.
Во-первых, выбор произведения. Случайно, или так совпало, но именно сто лет назад одна из последних опер неистового итальянца была впервые представлена публике Оперного театра Монте-Карло. Хотя Пуччини начал писать эту оперу по заказу Венского театра в 1913 году, премьера состоялась лишь в марте 1917 года, на нейтральной территории (вмешалась Первая мировая война).
Изначально «Ласточка» была задумана в жанре венской оперетты, или, как ее назвал сам композитор, «лирической комедии», но, как легко догадаться по характеру и особенностям мировоззрения Пуччини, опереттой, и уж тем более комедией, это стать не могло по определению. В итоге получилось ближе к мелодраме с трагедийным оттенком. Удивительно, что Пуччини все-таки оставил в живых главную героиню…
Сюжет «Ласточки» в чем-то перекликается с «Травиатой», но, скажем так, более приземлен и более понятен – как же часто в жизни рассудительность и стремление к богатству берут верх над самыми романтическими чувствами. Особой популярностью это творение итальянского гения впоследствии не пользовалось, хотя Пуччини, с его бешеной энергетикой и живой драматургией, блистательным мелодизмом и безупречной красотой музыкальной ткани и здесь узнаваем с первых же нот.
«Ласточке», как и любому творению великого Пуччини, не откажешь в принадлежности к шедеврам оперного искусства, но в России она практически неизвестна и, увы, даже не ставилась. Собственно, и для широкой публики оперу эту открыл знаменитый тенор Роландо Виллазон. Два года назад (тоже, кстати, в марте) певец решил попробовать свои силы в качестве режиссера-постановщика и для дебюта на сцене Немецкой оперы в Берлине выбрал пуччиниевскую «Ласточку».
В роли Магды с огромным успехом тогда выступила Динара Алиева, и эта работа для певицы стала еще одной покоренной высотой и еще одним международным успехом. Москве повезло, что Динара решила представить «Ласточку» здесь, на своем фестивале. Появление, пусть и в концертном исполнении, пуччиниевского раритета стало важным событием в оперной жизни столицы.
Помимо великолепной Динары и удачного выбора оперы московскому слушателю повезло и с выбором остальных исполнителей: два итальянских тенора – опытнейший Андреа Джованнини с партией поэта Прюнье и молодой Винченцо Костанцо в роли Руджеро, сопрано Марина Зятькова со второй по значимости женской партией горничной Лизетты были прекрасны.
За хоровую часть и партии второго плана отвечали артисты Академического Большого хора «Мастера хорового пения» под руководством профессора Льва Конторовича; блистал, как, впрочем, почти всегда, Российский национальный оркестр, а сводил все действо воедино, и сводил мастерски, очень интересный дирижер Янис Лиепиньш.
Нехитрая история любви куртизанки и краха этой любви вокально базируется на двух парах: собственно, первая пара – это Магда, центральная фигура оперы, и аристократ-провинциал Руджеро, ее возлюбленный; вторая пара – горничная Лизетта и поэт Прюнье. Важную роль в их отношениях играет также банкир Рамбальдо, богач, который и содержит Магду.
Партия Рамбальдо досталась баритону Илье Алтухову, студенту Академии хорового искусства им.В.С. Попова. Со своей задачей молодой певец справился на «отлично» и оставил ярчайшее впечатление у московской публики: сочный мощный голос, уверенное владение им, безошибочное интонирование и прекрасная дикция позволили Илье сделать из маленькой, хотя и значимой партии выпуклый, насыщенный эмоциями и характерными чертами образ. А ведь это не всегда удается и маститым профессионалам. Впрочем, в этот вечер на сцене блистали все.
Начиналось действо со сцены в салоне Магды и практически все, и главные, и второстепенные герои, в ней поучаствовали. Гибкая и артистичная Марина Зятькова была волшебно хороша. Ее мягкое сопрано вплеталось в музыкальную ткань оперы с удивительными уместностью и целесообразностью. Вместе с Андреа Джованнини, который пел поэта Прюнье (партия эта хорошо знакома певцу – в Италии он считается одним из главных ее исполнителей, отработана им до мелочей, и ее трактовка – порой даже резкая, гротескная – вызвала у московской публики искренний восторг) они составили эффектный дуэт.
Когда на сцене появился Винченцо Костанцо (кстати, Винченцо – из Неаполя), с первых звуков стало понятно, что тем, кто находится в зале, выпала редкая удача встречи с настоящим бельканто. Голос у молодого итальянца – потрясающий. Теплый, медовый, мощный, с дивным по красоте тембром и в то же время используемый певцом легко до невероятности. Бесконечная кантилена и редкая для солистов готовность вписать себя, не выпячивая, в любое взаимодействие с коллегами по сцене.
С блистательной Динарой, завораживающей публику живым артистизмом, непринужденностью выражения эмоций и свободой исполнения они составили чудесный дуэт. Как, впрочем, и в ансамблях с другими солистами. Временами казалось, что перед нами на сцене Большого зала – не концертное исполнение оперы, с его традиционной статичностью и привязанностью солистов к нотам на пультах, а настоящий живой спектакль, настолько все было выразительно, легко и вдохновенно. В ноты, кстати, заглядывал только Винченцо Костанцо.
«Мастерам хорового пения» досталась в тот вечер огромная часть вокальной работы, и не только хоровой. Что же, этот коллектив не зря так называется. Сложнейший пуччиниевский материал был подан ими на высочайшем уровне – хор звучал изумительно, не только смело подключаясь к ведущим солистам и оркестру, но и беря на себя некоторые вокальные партии, с которыми уверенно выступили артисты хора Елена Елисеева, Ксения Белолипецкая, Валентина Казачкова, Алексей Макшанцев и Константин Федотов.
Очень хорош был Российский национальный. Пуччини – это всегда непросто, и вряд ли у коллектива была возможность провести большое количество репетиций. Тем не менее, звучал оркестр очень хорошо, и в оркестровой работе, и в разнообразных соло (от рояля до удивительных басовых контрапунктов), и в весьма непростых пуччиниевских ансамблях.
Немалая заслуга в том, что все звучало и переливалось, не оставляя места ни разрывам, ни провисаниям, ни потерям темпа, безусловно, принадлежит Янису Лиепиньшу. Элегантный Янис, уверенный в себе и бережный по отношению к музыке, которую ему пришлось сводить воедино, дирижировал «Ласточкой» в очень академичной, плавной и точной манере, не упуская из сферы своего внимания малейших нюансов звукоизвлечения и не пуская на самотек работу даже самых незначимых элементов в общей звуковой картине. Результат не заставил себя ждать – исполнение получилось цельным, объемным и красочным, что позволило певцам, блиставшим в главных партиях, показать всю мощь своего таланта и своих возможностей.
Когда в конце второго действия грянула «Застольная», где к ведущим вокалистам постепенно присоединялись хор и оркестр, зал в изумлении застыл, а потом разразился нешуточной овацией (это был невероятный по сложности исполнения и красоте звучания ансамбль!). Еще один катарсис ожидал публику после финального дуэта. Сцена прощания возлюбленных, в которой Пуччини с типичным ему драматургическим накалом и пронзительной горечью удалось передать всю невозможность счастья и любви в жестоком мире, просто потрясала и явилась достойнейшим завершением «Ласточки».
Открытие Второго фестиваля «Опера Art» подтвердило умение Динары Алиевой создавать яркие и неординарные события, подбирая для них самых лучших исполнителей и удивляя, казалось бы, совсем разучившуюся удивляться московскую публику.
Впереди нас ждут еще пять замечательных концертов и удивления там хватит каждому, в этом нет никаких сомнений. Наверняка потрясением станут и концерт «Звезды Мариинского театра», в котором встретятся Владислав Сулимский и Елена Стихина, и концерт 16 марта «Русские романсы» (когда Динара поет романсы, это всегда потрясение), и праздничный гала к юбилею профессора Светланы Нестеренко 23 марта, и, конечно, концертное исполнение «Трубадура» Верди 6 апреля (уже только сочетание голосов Динары Алиевой и меццо Олеси Петровой на одной сцене не может не привлечь, к тому же оркестром театра «Новая опера» продирижирует уникальный маэстро Даниэль Орен). Ну, а дуэт Динары со знаменитым американским тенором Стивеном Костелло на концерте-закрытии станет априори большим событием.
Хочется выразить глубокую благодарность и лично Динаре Алиевой, и всем, кто принимал участие в организации столь масштабного фестиваля – в первую очередь агентству «Русконцерт» за возможность не просто наслаждаться красотой и гармонией музыки и вокального мастерства, но и открывать для себя что-то новое. С нетерпением ждем следующих концертов фестиваля.
Ирина Шымчак