Теодор Курентзис – мастер подлинности, апостол аутентичности в музыке. Для его творчества – это важнейший компонент.
Хотя сам он говорит, что у него просто такой вкус. И добавляет:
“Конечно, ангелы могут летать где угодно. И к аутентисту они могут не прилететь, а могут прилететь к тому, кто Моцарта играет в метро. Но обычно Бог появляется там, где его ждут”.
На этой неделе его очень ждали в Москве, в Международном Доме музыки и в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии. И дождались.
Из аэропорта без багажа, так как он утерян, минуя гостиницу, сразу – в Дом музыки. “Свадьбу” играют здесь. В России Теодора Курентзиса и его оркестра MusicAeterna не было несколько месяцев – участие в Зальцбургском фестивале и гастроли по Европе еще раз дали понять – музыкальный мир без Пермского театра не может.
“Я до сих пор не понял, самолеты…как с корабля на бал”,
– говорит Теодор Курентзис.
Почти на бал – на его преддверие. Московскую публику пригласили на девичник – до свадьбы 12 часов, невест к церемонии готовит Теодор Курентзис, показывая этот сакральный процесс – тайные разговоры, напряженное ожидание, внезапное веселье, агрессия, плач, спокойствие – этот вокальный театр раскрывает все состояния невесты.
“Эти все девичьи наказы перед свадьбой – тебя это ждет и это. Невеста в сомнениях, а готова ли она выйти за этого? А, может, все-таки за этого.
Народная музыка и все эти ритуалы, как свадьба, например – это такая серьезная мистерия, которая происходит у каждого второго в жизни, и самое ужасное – мы потеряли все традиции, которые существуют сотни лет!”
— объяснил Теодор Курентзис.
Композитор с сербскими корнями Ана Соколович насытила оперу народными мотивами, но ни привычных арий, ни речитативов здесь нет – свободная вокальная композиция длится ровно час – бессюжетно, но наполнено – эта загадочная и тревожная опера все-таки привела к возгласам и крикам, как и должно быть на свадьбе.
“Два вечера подряд, и оба – ночью, перед полуночью. Хотя, на римско-католический собор Теодор Курентзис обещает спустить “Вечный свет” – Lux Aeterna, как гласит афиша на латинском. Эксклюзивную программу уже услышали в нескольких городах Европы, а в Москве эта духовная мистерия впервые”,
– отметила композитор Ана Соколович.
Концерты Курентзиса часто называют спиритическими сеансами, желающих попасть – огромное количество. Самый большой католический собор в России – и ни одного не то, что свободного места – приставного стула не найти. И поклонники, и критики – в одной большой очереди.
“Теодор Курентзис – один из моих самых любимых музыкантов, я стараюсь не пропускать ни одного его концерта, и в Москве, и в Перми. В других городах я тоже много раз бывал”,
– отметил музыкальный критик Петр Поспелов.
На этот раз, маэстро заставил публику ждать. Появился, как всегда, в нужный момент – когда ночь и тишина стали одним.
Искусственного света нет – разве что, от уличных фонарей и афиш. Горят только неяркие свечи в руках – и внутренний свет, который должен быть вечным – все-таки Lux Aetrna.
Этот концерт – почти богослужение – духовная музыка последнего тысячелетия – от церковных распевов XII века монахини Хильдегарды Бингенской – до сочинений нашего современника – авангардиста Дьёрдя Лигети. Это долгий путь – через музыку Стравинского, Пярта и Шнитке.
Маэстро, которого давно называют шаманом и мистиком за его способность создавать на любой площадке духовную мистерию, на этот раз полностью оправдал свою репутацию, погрузив слушателей сначала в полную тишину, а затем – в транс.
“Это накладывает большую ответственность. Если анализировать это, понимаете, насколько ты ответственен в этот момент – наполнить молчание информацией, которая раскроется в сердцах людей”,
– подчеркнул Теодор Курентзис.
Анна Галинская, Новости культуры