Всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий приехал в Москву на премьеру своего инструментально-хорового сочинения “Страсти по Луке” в московском театре “Новая опера”.
Российская премьера одного из кульминационных сочинений Пендерецкого состоялась спустя 50 лет после ее первого исполнения в кафедральном соборе немецкого города Мюнстер, имевшего колоссальный успех.
Это сочинение для хора и оркестра – уникальная попытка обратиться к архаичному жанру пассионов, и Пендерецкий стал первым после Иоганна Себастьяна Баха композитором, отважившимся на этот шаг. Но, будучи современным композитором, он адаптировал свое сочинение для нашего времени и в отношении идеи, и с точки зрения музыкальных средств.
Сочинение, которое Пендерецкий посвятил своей жене Эльжбете, предназначено для трех солистов – сопрано, баритона и баса, чтеца, трех хоров, детского хора и оркестра. Композитор использовал латинский текст Евангелия от Луки со вставками из гимнов для Великого поста и тренов. “Страсти по Луке” Пендерецкого состоят из 24 эпизодов и длятся около 80 минут.
Для Пендерецкого, воспитывавшегося в религиозной католической семье, было крайне важно, что он представил “Страсти по Луке” в год тысячелетия крещения Польши.
В своем интервью он рассказывал, что был единственным в социалистической Польше композитором, писавшим духовную музыку.
“Уже в 50-е годы я написал “Псалмы Давида”, но в Польше это не играли. Впрочем, тогда не играли и духовную музыку Баха, ну, только если с немецким текстом, который большинство поляков не понимало”,
– вспоминал он.
На пресс-конференции, предшествовавшей премьере в Новой Опере директор театра Дмитрий Сибирцев рассказал, что о постановке он договорился при личной встрече с композитором в январе текущего года.
За довольно короткое время музыкальному коллективу театра удалось поставить это сложнейшее произведение. Дирижер Ян Латам-Кениг признался, что музыкантам было очень трудно.
“Для нас это огромная работа. Обычно мы в театре не берем такую музыку, у нас другой репертуар. У нас только один раз был подобный опыт, но с музыкой Баха. Это были “Страсти по Матфею”. Для нас эта работа с сочинением “Страсти по Луке” была очень важной, но все, что мы должны были сделать – только показать гений композитора”,
– пояснил дирижер.
Сам Пендерецкий не скрывал своей радости от того, что он приехал в Москву. Композитор рассказал журналистам, что в те времена, когда его сочинение впервые звучало в Мюнстере, невозможно было представить себе, что когда-нибудь его будет слушать московская публика.
“Кто-то рассказывал мне, что в конце 60-х годов в Советский Союз приезжал оркестр из Польши и исполнял “Страсти по Луке”, но я ничего об этом не слышал. Так что я очень рад, что оно наконец-то поставлено в России. Я присутствовал на генеральной репетиции и должен сказать, что это прекрасное, драматическое исполнение – как раз такое, какое мне нравится”.
Ариадна Рокоссовская,”Российская газета”