Пока приезжающие в Зальцбург москвичи жалуются на столичную жару, в городе Моцарта портится погода: за окном ливень и град величиной с перепелиное яйцо.
Вероятно, портится и настроение у Юргена Флимма, нового интенданта – художественного руководителя фестиваля: первый зальцбургский сезон Флимма ознаменован рекордным количеством замен.
По разным причинам не приехали полдюжины артистов экстра-класса, от Анны Нетребко до Веселины Казаровой – совпадение сколь неожиданное, столь и убийственное: здесь уже говорят о “заговоре звезд”. К тому же ни одна из новых оперных постановок пока не тянет на событие сезона, будь то “Армида”, “Вольный стрелок” или “Евгений Онегин”.
Опера, несмотря на отдельные удачи, все сильнее уступает чисто музыкальной части форума. Именно концертная программа за последние годы представляла события метамузыкального значения, вошедшие в историю.
Это и цикл Томаса Хэмпсона “Запрещенные и изгнанные”, посвященный композиторам, объявленным вне закона гитлеровской Германией; это и показ немого фильма “Новый Вавилон” (1929) в сопровождении музыки Шостаковича, вживую исполненной оркестром; это и закрытие прошлогоднего фестиваля, когда амстердамский коллектив “Концертгебау” под управлением Мариса Янсонса сыграл Моцарта так, что даже прославленный Венский филармонический оркестр остался далеко позади.
В надежде на праздник
Три года назад стало известно, что нынешним летом Зальцбургский фестиваль возглавит Юрген Флимм. Сразу же возникло опасение: отныне от ощущения праздника деться будет некуда, даже если вам захочется ненадолго от него отдохнуть. По крайней мере именно такие соображения внушала опера Генри Перселла “Король Артур”, поставленная Флиммом с многочисленными гэгами, переодеваниями, полетами и погонями (2004).
Критики пренебрежительно сравнивали постановку с детским утренником. Трудно было не согласиться с хулителями в том, что режиссер явно переборщил по части превращений, шуток, экспромтов и прочей отсебятины, веселой, но зачастую бестолковой. Можно было предположить, что оперная программа в первое лето его интендантства чем-то напомнит о спектакле трехлетней давности. Но это оказалось верно лишь отчасти.
Продолжением линии “Короля Артура” можно назвать “Бенвенуто Челлини” Берлиоза, для работы над которым пригласили клипмейкера Филиппа Штельцля, работавшего с Мадонной, Миком Джаггером и группой Rammstein. В этом спектакле-карнавале есть и вертолет, и малиновый лимузин, и роботы, и герои диснеевских мультфильмов. Менее радикален и менее целен “Евгений Онегин” Андреа Брет, впервые идущий в Зальцбурге, – наиболее обсуждаемыми деталями постановки пока остаются сцена письма, которое Татьяна печатает на машинке, и неожиданное положение няни Филиппьевны в могилу, вырытую ей внуком.
Сильнее же всего удивила “Армида” Гайдна в интерпретации режиссера Кристофа Лоя и дирижера Айвора Болтона. Опера известна в великолепной записи Николауса Арнонкура, знаковой фигуры для Зальцбурга, с бесподобными Чечилией Бартоли и Патрисией Петибон, и играть ее заведомо более слабым составом имело смысл лишь в том случае, если авторы спектакля твердо намеревались открыть в музыке оперы что-то новое.
Однако невнятная постановка, скорее, обеднила Гайдна. Рассказу о доблестном крестоносце Ринальдо, околдованном чарами волшебницы Армиды и перешедшем в стан врага, можно было разве что поверить на слово, никак его не прочувствовав. В игре прекрасного певца и артиста Михаэля Шаде почти нет ни героизма, ни любовных метаний.
Чуть более убедительна Аннетта Даш в партии Армиды, однако цельного впечатления не возникает. Сценография лаконична, изображение двух враждующих войск в виде массовки в красном и массовки в синем условно. Вопрос о том, добавляет ли что-то подобная постановка собственно к музыке, остается без ответа.
Впрочем, оперная программа может еще повернуться новыми гранями, и насколько свежим окажется “Молодое вино из Италии”, зависит от Кристофа Марталера. Пока наиболее сильные впечатления Зальцбурга-2007 связаны с концертами – будь то песни Малера в исполнении Кристины Шефер, “Литургическая” симфония Онеггера под управлением Мариса Янсонса или “Сказка о солдате” Стравинского, где партию чтеца блестяще исполнил Патрис Шеро.
Свежее вино от Марталера
Концертами в этом году ведает Маркус Хинтерхойзер – пианист, специализирующийся на музыке Джона Кейджа и Мортона Фелдмана, известный музыкальный деятель, в свое время организовавший в рамках Зальцбургского фестиваля мини-форум современной музыки.
Костяк концертной программы остается неизменным – пять программ Венских филармоников, два выступления их берлинских коллег, несколько приглашенных симфонических оркестров мирового класса плюс ряд вечеров вокальной, клавирной и ансамблевой музыки. Однако концерт-открытие начался не с венских классиков и даже не с Малера или Штрауса – тон фестивалю задала пьеса Lontano Дьердя Лигети, австро-венгерского авангардиста второй половины ХХ века, чья музыка будет звучать и в заключительных программах. Подобного радикализма фестивальный мейнстрим не знал даже во времена Ружички, который тяготел к “новому модерну” настолько, что посвятил ему два года назад большой цикл концертов, прошедших при полупустых залах.
Спецпроекты Хинтерхаузера более продуманны и в хорошем смысле слова демократичны. Один из них был посвящен Шуману и преследовал две цели – представить музыку Шумана в контексте созвучных ей сочинений разных эпох, от Брамса и Берга до Куртага и Холлигера, а также свести на сцене исполнителей, до того не выступавших вместе.
Достичь второй цели, правда, удавалось не всегда: Элен Гримо настолько неудачно аккомпанировала великолепной Кристине Шефер, что последняя чуть не отказалась выходить на поклоны вместе со своей старательной партнершей, зато скрипач Томас Цетмайр и пианист Пьер-Лоран Эмар составили просто-таки блистательный дуэт.
Другой проект, посвященный одному из самых загадочных композиторов минувшего столетия Джачинто Шелси, в большей степени рассчитан на любителя, хотя и здесь стоит отметить попытки выйти за рамки жанра contemporary music, такие как приглашение гитариста Марка Рибо, близкого к кругам известного музыкального затейника Джона Зорна, или исполнение сочинений американского минималиста Ла Монте Янга.
Постскриптум к циклу “Континент Шелси” – проект под названием “Молодое вино из Италии” – может стать одним из главных событий нынешнего лета. Над спектаклем, премьерные показы которого проходят в эти дни, работал Кристоф Марталер, выдающийся режиссер, в свое время украсивший Зальцбургский фестиваль знаменитыми постановками опер “Катя Кабанова” и “Свадьба Фигаро”.
В эпоху Ружички Марталера сюда не звали, зато теперь Хинтерхаузер пригласил режиссера и его команду для создания театрального действа по мотивам сочинений Шелси. За музыкальную сторону проекта отвечают музыканты Klangforum Wien – одного из лучших в мире ансамблей, исполняющих современную музыку. Будет немного досадно, но ничуть не удивительно, если спектакль Марталера, номинально относящийся к концертной программе, окажется сильнее теперешних оперных премьер – так или иначе любопытных, но отнюдь не блестящих.
Илья Овчинников, “Московские новости”