Знаменитый оркестр из Нидерландов выступил с русской программой в Эссене.
Сентябрьскую серию концертных выступлений Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау под управлением своего главного дирижера итальянца Даниэле Гатти, сменившего на посту своего предшественника Мариса Янсонса, продолжил гастрольным туром в немецком Эссене.
Программа была составлена исключительно из произведений русской музыки.
Выдающаяся аргентинская виолончелистка Соль Габетта солировала в Первом виолончельном концерте Дмитрия Шостаковича. Она настолько прониклась образной драматургией сочинения, иногда даже казалось, как эта хрупкая девушка способна воспарять над оркестром.
У Соль Габетты уже давно сложился роман с этим сочинением Шостаковича. Она переиграла его с разными оркестрами мира и всегда находит новые краски в интерпретации этого шедевра. Атмосфера страха и опасности, сопутствующие музыке Шостаковича, особенно ясно были слышны в философской и мужественной игре Габетты, передающей напряженную атмосферу того времени, когда художник не в силах был противостоять законам тоталитарного общества. Хлесткое сопровождение оркестра, сопрягаемое с конвульсивными пассажами виолончели Габетты, еще больше усиливало драматический контекст партитуры Шостаковича.
Публика тепло и благосклонно принимала виолончелистку, неоднократно вызывая ее на сцену.
После такой музыки Соль Габетта решилась на небольшой, но очень трогательный бис. Вместе со струнной группой оркестра Консертгебау она исполнила каталонскую народную мелодию «Песня птиц» в обработке Пабло Казальса.
Кстати, не так давно Соль Габетта включила эту композицию в свой альбом «Молитва».
Соль Габетта:
«Это была идея моего учителя Ивана Монигетти. Он предложил мне включить эту миниатюру для записи диска.
Пение птиц имеет еще и политическое значение. Когда Пабло Казальс давал концерты после войны, природа была мертва, она была совсем не живая. Для него это была надежда, что люди и природа снова возродятся. В этой музыке много боли, ты не можешь её не почувствовать. Эти плачи в глиссандо, я особенно подчёркивала, для меня это было важно передать как момент печальной истории, а не просто мотива песни. Это не песня. Ты рассказываешь что-то невероятно важное для мира. И я думаю, после всего этих коллизий луч надежды озарит прошлое, природа всё-таки сможет снова петь, еврейский народ заслужит уважение в мире, людей будет объединять любовь».
Второе отделение концерта было посвящено балетам Петра Ильича Чайковского и Игоря Стравинского.
Даниэле Гатти обожает русскую музыку. Выбор подобной программы оказался очевидным для итальянского маэстро.
Прозвучавшая сюита из «Щелкунчика», соч. 71a Петра Чайковского оставила ощущение трепета и волшебства. Декоративный орнамент оркестровых красок, прелестные мелодии танцев просто не могли не восхищать слушателей. Солисты оркестра Консертгебау продемонстрировали удивительное мастерство и виртуозность.
Сюита из «Жар-птицы» Игоря Стравинского, завершившая концерт, также отличилась пестрой сменой тембров и колоритным эпосом русских сказок.
Фирменное звучание оркестра Консертгебау с его идеальным балансом и безупречной артикуляцией нашли яркое выражение в интерпретации харизматичного итальянского дирижера.
У Даниэля Гатти с этим оркестром впереди множество творческих открытий и побед! Взаимный контакт дирижера с музыкантами коллектива очевиден, вместе они хорошо чувствуют друг друга, находят общие идеи и ведут открытый диалог с композиторами разных эпох и стилей.
Виктор Александров, Эссен (Германия), ClassicalMusicNews.Ru