Характерный танец – это своеобразный глоток свободы в строгих рамках классического балета.
Пару веков назад он имел некоторый маргинальный оттенок – основными действующими лицами в нём были ремесленники, разбойники, матросы, крестьяне, нищие.
Строился такой танец на характерных для персонажа движениях, активно использовались бытовые жесты, а это ещё больше уводило его от классического балета.
Сейчас о характерном танце Илзе Лиепа, например, говорит так:
«Для публики, которая приходит на настоящий классический балет, встреча с характерным танцем – это настоящий бурлеск, своего рода возможность попутешествовать по разным странам».
На этой неделе путешествовала публика II Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов.
Характерные танцы – яркие и зажигательные, народно-сценические требуют академизма, этнические движения своеобразны, но не менее эмоциональны.
Корейский танец «Трио» Ансамбля Игоря Моисеева, в котором Анастасия Сорокина работает 11-й сезон, ставил хореограф из Кореи. Этот номер и представляют на конкурсе.
«Разница в чем – в классическом танце ты во вращении тянешься наверх. В народном танце у нас все в плие. А в корейском танце это все на плоской подошве, и очень непривычно для корпуса»,
– говорит артистка Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Анастасия Сорокина.
Юлия Шутова – артистка Ансамбля балета Игоря Моисеева – не только танцует, она единственная из всей труппы, кто преподает в школе-студии при ансамбле.
Свой конкурсный номер, танго, поставила сама. Чувственный танец – личная история.
«Все движения, поддержки я проверяла на своем муже. Он также артист балета Игоря Моисеева. Новая постановка рождается только тогда, когда ты сам достаешь из сердца свое личное. Здесь не нужно что-то копировать»,
– рассказывает артистка Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Юлия Шутова.
Даниил Костылев – танцовщик Красноярского театра оперы и балета – представляет на конкурсе венгерский танец из «Раймонды». Почти месяц по 5 часов в день разучивал постановку императорского спектакля – стремился к эталону в костюме, в движениях.
«Специально к нам приезжала Юлиана Малхасянц из Большого театра, с нами репетировала. Можно сказать, мы заново учили все положения рук и ног, чтоб была соблюдена вся академия этого танца»,
– отмечает артист Красноярского театра оперы и балета Даниил Костылев.
Екатерина Фатеева год назад поступила в труппу Большого театра. В своем номере – персидском танце на музыку Иоганна Штрауса – сама выступила соавтором.
«Я сделала одно движение, и хореограф сказал, что лучше оставить, потом еще одно – и опять»,
– делится артистка кордебалета Большого театра Екатерина Фатеева.
Сергей Усанов вместе с Юрием Григоровичем – один из инициаторов проведения Всероссийского конкурса. Он говорит, что это преемник Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, который открыл миру такие имена, как Людмила Семеняка, Владимир Малахов.
«Уровень растет, в мире совершенствуется техника, выразительность. Становится ярче, люди другой формации появляются. Поэтому сравнивать можно. Параллель очень четкая, этот – продолжение того, тоже с многоцветием культур, он еще более разносторонний стал»,
– считает генеральный директор МФБК, первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии Сергей Усанов.
Жюри подвело итоги, наградили танцовщиков, вручили специальные призы хореографам. Оценивали не только правильность исполнения, артистизм, но и эмоциональное восприятие.
«У нас система в 25 баллов. Довольно сложная, потому что есть и поменьше, проще. Тем не менее мы никогда не советуемся друг с другом, сдаем, а обсуждение уже потом»,
– говорит художественный руководитель, главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет» Андрей Петров.
Конкурс по специальностям «характерный танец» и «народно-сценический» завершен, следующий – через 4 года. Однако на протяжении этого времени каждый год будут сталкиваться на сцене хореографы и артисты балета – в других жанрах.
У Всероссийского конкурса четырехлетний цикл – практически Олимпийские игры.
Анастасия Егорова, Новости культуры