Московская филармония отметила свое девяностолетие следующим образом.
С 11 утра до полуночи в обоих ее залах, не сбиваясь с графика, прошли 12 концертных программ плюс чтение стихов в дружественном ресторане «Чайковский».
Билеты продавались по символическим ценам, до 300 рублей. Допускается, что количество слушателей за день достигло 10 тысяч человек.
Не умещающееся в голове разнообразие направлений, будничное на самом деле для работников этой организации, было укомплектовано виртуозно и без тени иронии. Программы для детей дошкольного возраста и постарше, оркестры народные, камерные и симфонические, музыка просто старая и старинная, а также танцы ансамбля Моисеева и джаз братьев Ивановых.
Хедлайнерами были: актер Авангард Леонтьев (читал сказку «Конек-Горбунок»), скрипач Виктор Третьяков (играл Баха с оркестром Алексея Уткина), пианист Николай Луганский (Концерт Шумана под аккомпанемент филармонического оркестра Юрия Симонова), Владимир Спиваков, со своим НФОРом и беспроблемно-парковой Сюитой для эстрадного оркестра Шостаковича, и Владимир Юровский ‒ с ГАСО.
Последний герой, несмотря на загруженность за пределами нашей страны, согласившийся этой осенью возглавить измученный коллектив, очевидно являлся главной гордостью филармонического марафона. Юровский повторил уже сыгранные на ноябрьском концерте-инаугурации «Симфонические танцы» Рахманинова, дополнив их увертюрой к глинкинскому «Руслану», с которым он теперь вроде как должен ассоциироваться больше, чем со всякими просветительскими экспериментами.
Если сюда добавить непременное вступительное слово Бэлзы и уже практически гергиевское расписание (продирижировать маэстро прилетел за несколько часов до концерта), то видно, насколько больше усилий ему теперь придется затрачивать для сохранения своего имиджа тщательно работающего умника-европейца.
В марте, впрочем, начнется слом старых конструкций — в программе ГАСО обещаны для начала Берг и Веберн. Но даже сейчас в Рахманинове было слышно, что оркестр, привыкший позиционировать себя как шикарный, Юровский пытается сделать умным. Проработанные детали и усложненные подтексты увлекают его больше фирменного сочного звука первых скрипок.
Возвращаясь к филармоническому марафону, приходится признать, что козырь под названием «Юровский» сработал: выступление ГАСО вызывало самые позитивные эмоции. Но вопросы все равно остались серьезные. Да, празднование дат любой степени круглости дело тяжелое. Да, Московская филармония — огромная организация из прошлой эпохи, чудом сумевшая выжить, разогнать перестроечные ларьки из своего холла, устроить настоящий бум с абонементными продажами, улучшить акустику своего Большого зала и построить Камерный. И вообще, благодаря ряду новых абонементов и гастрольных проектов стать модным местом, о чем десять лет назад невозможно было даже подумать.
Но все-таки когда подобный юбилейный повод рождает только ретроспективные настроения; когда сверхзадача скорее подытожить прошлое, чем предлагать будущее или хотя бы видеть настоящее (а оно, между прочим, очень близко, за окном та самая Триумфальная площадь); когда самая свежая музыка, звучащая за целый день, — это «История солдата» Стравинского (проект молодежи РНО под руководством Алексея Богорада), — сложно отмахнуться от неудовлетворенности.
Вообще-то подобная дата — отличный повод для смелого кураторского проекта и уж точно для новой музыки, о необходимости которой сейчас говорят на всех углах. Десятитысячная аудитория — это хорошо, но еще важны ее качество, возраст, жизненная позиция. Зачем терять тех, кто предпочитает «Винзавод» с «Платформой», Рахманиновский зал с «Московским форумом», «Мастерскую» с «Трудностями перевода»? Об этом, впрочем, есть время подумать до столетнего юбилея.
Екатерина Бирюкова, “OpenSpace”