Прославленный петербургский кинорежиссер Александр Сокуров, снявший такие нашумевшие фильмы как “Солнце”, “Телец”, “Молох”, “Русский ковчег”, готовится предстать в новой ипостаси – известный мастер киноэкрана выступит в качестве оперного режиссера.
Сокуров готовит к дебюту в Большом театре новую сценическую версию оперы Мусоргского “Борис Годунов”, премьера которой запланирована на 25 апреля. Об этом сообщено на пресс-брифинге в Москве. Другие спектакли состоятся 26, 27 и 28 апреля.
По словам режиссера, любовь к музыке привила ему мама.
“Музыка – часть моей жизни. Мама обожает оперу, хотя никакого профессионального отношения к ней не имеет”,
– признался Сокуров.
Сокуров отметил, что ему поступали предложения из разных зарубежных театров, но именно перед предложением Большого театра он устоять не мог.
“Предложение исходило от Ростроповича, который первоначально был задействован в этом проекте. Саму идею поработать рядом с великим музыкантом я воспринял как Божью награду”,
– отметил Сокуров.
При чем речь шла о дилогии “Борис Годунов” – “Хованщина”: сначала должна была осуществиться постановка “Хованщины” с Ростроповичем в La Scala, и только потом – “Борис Годунов” в Большом театре. Но в миланском театре после реконструкции не нашлось денег, и проект передвинули на 2008-2009 годы.
Но даже скандалы в Большом, случившиеся между театром и Ростроповичем, когда он отказался дирижировать “Войной и миром” за несколько дней до премьеры, а потом с Вишневской после ее бурной реакции на нового “Евгения Онегина”, никак не сказались на планах постановки “Бориса Годунова”.
Хотя Ростропович в итоге не вошел в состав постановочной группы, Сокуров работает с огромным энтузиазмом. Уже целый месяц он находится в Москве и целиком посвятил себя будущему спектаклю.
“Я видел разные варианты постановок “Бориса Годунова” и отношусь к ним с большим уважением. Мы остановились на самом академичном варианте. Это вторая редакция Мусоргского – таков был выбор театра”,
– сообщил режиссер.
Новый спектакль будет сосуществовать со старым, недавно возобновленным спектаклем Баратова-Федоровского 1948 года.
“Кинематографический опыт мне и в нынешней работе пригодился”,
– соглашается Сокуров. На встрече с журналистами Сокуров много говорил про “традиции театрального производства, с которыми приходится считаться”. При этом он повторяет, что не является профессионалом в оперной режиссуре и многому учится в процессе.
Свою роль в постановке он обозначил скромно:
“Я пришел не для того, чтобы самовыразиться как режиссер. Но для того только, чтобы создать спектакль, драматургически единое действие, приблизиться к Мусоргскому и помочь артистам обрести органичность проживания роли и звучания голоса. Я чрезвычайно волнуюсь за результаты, но очень стараюсь, чтобы получилось.”
По мнению Сокурова, “Борис Годунов” – это история абсолютно счастливых людей.
“Меня в данном случае не интересует власть. Это будет спектакль не о власти. Только о людях. Действующие персонажи оперы и самой истории все как один сильные личности, достойные противники. И все счастливые люди: каждый достиг того, о чем мечтал. Свою смерть Борис принимает без страха. С грустью, но без содрогания”,
– говорит режиссер.
“Это исключительно мужской спектакль”,
– считает он. Он высоко оценил исполнителей главных партий, а также хор и миманс.
“Но мы создаем, прежде всего, визуальное зрелище. И я ни в коем случае не хочу сделать депрессивный спектакль,
– неожиданно заметил постановщик.
В спектакле предполагаются сюрпризы: одним из них станет исполнение партии царевича Федора не женщиной, как обычно, а мальчиком 10-13 лет. При этом убедить театр было непросто, но Сокуров настоял на своем. Так линия “отца и сына” станет очевидной и пронзительной.
Другие новации лежат в области технологии: для постановки специально закуплено новое дорогостоящее световое оборудование и “живая проекция”, которая вкупе с мягкими многослойными декорациями будет призвана создать воздушный объем и плавное движение действия без неловких театральных пауз.
Вся вторая редакция оперы – со Сценой в корчме, с Польским актом и прочими подробностями – будет уложена в два “многодельных” действия с одним антрактом.
По словам постановщиков, в небольшом пространстве филиала им тесно, “ярость и яркость молодой Европы в Польском акте” на сцене едва помещаются, но при желании спектакль можно будет перенести в основное здание. Каково будет желание театра в дальнейшем, предугадать невозможно, пока же в конце апреля и дальше спектакль будут показывать на Новой сцене.
Автором декораций к спектаклю приглашен один из самых востребованных и известных на Западе русских художников Юрий Купер. Его работы находятся в крупнейших музеях мира, теперь он украсит сцену Большого театра.
Художником по костюмам будет Павел Каплевич – для героев “Бориса Годунова” он уже изготовил богатый гардероб, в котором числится 900 костюмов.
Сейчас постановочная группа, проведя в театре уже целый месяц, сейчас переходит к сценическим репетициям в костюмах и декорациях.
Отметим, Александр Сокуров уже однажды соглашался на оперную работу, когда вместе с Евгением Колобовым в “Новой опере” они начинали “Гамлета” Тома. Опыт закончился неудачей – Колобов счел Сокурова слишком радикальным и попросил его выйти из постановки.