28 ноября в преддверии 75-летнего юбилея Даугавпилсского Дома Единства, ставшего самым крупным зданием времен Первой Латвийской Республики, на одной из его сцен властвовала талантливая французская пианистка Ванесса Вагнер.
Концерт Моцарта для фортепиано К.488 прозвучал в сопровождении Даугавпилсского камерного оркестра под управлением Айвара Брока.
Пальцы знаменитости профессионально бегали по клавишам черного рояля YAMAHA, доставленного из Германии. По словам директора Центра латышской культуры Регины Османе, А. Брок лично ездил выбирать рояль из трех возможных. Цена инструмента составила 69 945 латов с НДС, что вероятно должно гарантировать высочайшее качество извлекаемых из него звуков.
О пианистке Ванессе Вагнер известно, что она училась игре на фортепиано в классе Д. Марле в Парижской консерватории. В возрасте 17 лет получила диплом с отличием. Позднее ее заметил Леон Флейшер и пригласил в Академию Каденаббьи (Италия), где она обучалась у известнейших преподавателей. 1999-й год ознаменовался для многообещающей молодой солистки престижной наградой Victoire de la Musique (французский эквивалент премии Грэмми).
С этого момента Ванесса Вагнер стала активно гастролировать по Европе, Азии и Южной Америке, принимать участие во многих фестивалях, таких как Piano aux Jacobins, Folles Journees, Klavier Ruhr, Musica в Страсбурге, Printemps des Arts в Монте-Карло и многих других. Вагнер слушают в концертных залах Парижа и иных столицах Европы, ей рукоплещут филармонические залы Мюнхена, Люксембурга, Брюссельский дворец изящных искусств…
Музыкальные критики отмечают чувственное исполнение пианистки, ее яркую индивидуальность. Отличаясь природной любознательностью, Вагнер играет обширный репертуар из разных эпох, а также произведения Паскаля Дюссапена, среди которых есть и посвященные ей лично. Известно, что записи В. Вагнер произведений Рамо, Моцарта, Гайдна, Шумана, Брамса, Рахманинова, Скрябина заслужили массу хвалебных отзывов и удостоились наград как во Франции, так и в других странах.
Возвращаясь к прозвучавшей в Центре латышской культуры музыке Моцарта, можно вспомнить, что композитор сочинил 27 фортепианных концертов, главным образом для своих собственных выступлений. Слушая их, можно почувствовать, каким удивительным исполнителем был Моцарт, как ему хотелось поражать людей своей великолепной техникой. Но вместе с тем ощущается и та невыносимая печаль, что порою подхватывала творца…
«Вот, например, фортепианный концерт К.488 (буква «К» обозначает Кехель. Господин Кехель много лет составлял каталог всех сочинений Моцарта и размещал их в том порядке, в каком, по его мнению, они были написаны – огромный труд). Три части концерта ничем не похожи друг на друга, но они каким-то образом составляют единый прекрасный сюжет.
Первая – очень изящна, слушая ее, мы будто перемещаемся в совершенный мир. В третьей части мы слышим, как люди весело смеются и танцуют. Однако именно вторая, медленная часть является душой произведения. Она так печальна, что кажется, будто мы смотрим в глубину бездонной реки. Это волшебная красота»,
– писал Стивен Иссерлис, в правоте слов которого даугавпилсских слушателей так мастерски убеждала вчера француженка Ванесса Вагнер.
Концерт в ЦЛК был организован при содействии Института Франции в Латвии.
Жанна Чайкина, “Грани”