На берегах Невы в самом разгаре XXIII международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». На исторической сцене Мариинского театра вчера был показан один из легендарных спектаклей репертуара – опера П. И. Чайковского «Мазепа».
Сам композитор неоднократно утверждал в свое время, что ни одно из произведений ему не давалось с таким непосильным трудом, как эта опера на сюжет поэмы Пушкина «Полтава».
За всю историю существования постановка этой оперы выдержала пять оригинальных сценических версий, включая режиссерскую работу Юрия Александрова (1998 год). И все же исторический спектакль Ильи Шлепянова (со дня капитального возобновления певцом и режиссером Юрием Лаптевым в 2009-м постановки 1950 года) успешно продолжает радовать сердца публики. Эта версия представляет собой яркий образец сталинского ампира с типичными особенностями стиля той эпохи: статичность мизансцен, помпезная сценография Александра Константиновского, подчеркнуто достоверный историзм костюмов.
28 июня Екатерина Семенчук успешно дебютировала в партии Любови, жены Кочубея, павшего жертвой интриг Мазепы, и матери Марии, несчастной возлюбленной старого гетмана. Певица очень драматично сыграла свою героиню и продемонстрировала самые лучшие и яркие стороны своего вокала.
Екатерина Семенчук:
«Я так давно мечтала спеть партию Любови Кочубей, наконец-то мое желание выступить с этой ролью осуществилось, да еще и на таком чудесном фестивале, как «Звезды белых ночей». Участвовать в такой масштабной постановке «Мазепы» вместе с Валерием Гергиевым в год 175-летия Чайковского для меня вдвойне приятно.
«Мазепа» – особенная опера, я в ней испытываю непреодолимые личные чувства, моменты радости и грусти. Партия Любови невероятно сложна в силу своей вокальной природы и является одной из вершин для меццо-сопранового репертуара. Я не могу даже и рядом сопоставить ее с какими-то другими ролями.
В свои камерные программы я часто включаю романсы Петра Ильича Чайковского и думаю, что без этой вокальной лирики мне было бы непросто соприкоснуться с новой для меня работой в «Мазепе». Романсы Чайковского вдохновляют певцов на великие свершения, заставляют их верить, любить, жить и страдать. Необозримый мир музыки русского композитора – это целая галактика…»
В других ролях были заняты ведущие солисты Мариинской оперы: Виктория Ястребова (томно и чувственно воплотившая образ мятущейся Марии); Евгений Акимов (Андрей, молодой казак); Владислав Сулимский (Мазепа).
На роль Кочубея был приглашен известный украинский бас, частый гость таких театральных сцен, как Ла Скала и Метрополитен-опера – Виталий Ковалев. Его трактовка роли запорожца Кочубея оказалась очень трогательной, благодаря яркой актерской харизме и мощному диапазону голоса певца.
Порадовали хор и оркестр Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева, вдохнувшего в гениальную партитуру Чайковского пылкий накал страстей и драматических переживаний.
Валерий Гергиев:
«Сегодня в спектакле немало новых певцов – Екатерина Семенчук, Виталий Ковалев, с которым мы не раз участвовали в вагнеровских операх. Я также хочу отметить, что такие наши ведущие солисты, как Владислав Сулимский, Евгений Акимов и Виктория Ястребова в таком составе с новыми партнерами превосходно показали свои вокальные и актерские способности.
«Мазепа» принадлежит к числу выдающихся оперных творений Петра Ильича Чайковского, эта опера всегда трогает и потрясает публику. Я искренне надеюсь, что мы сможем в самое ближайшее время закреплять за такими творческими составами будущее этого легендарного спектакля. Все-таки, много певцов в Кировском театре прошли через эту постановку в самые разные десятилетия, включая таких мастеров вокального искусства послевоенного времени, как: Софья Преображенская (Любовь), Владимир Киняев (Мазепа), Николай Охотников (Кочубей).
Мы неоднократно показывали эту оперу за пределами нашей страны: в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке. Обширная география гастролей этого спектакля впечатляет! Надеюсь, что новые поколения войдут в эту очень красочную постановку и защитят репутацию великих опер Петра Ильича Чайковского. Ведь бытовало мнение, что «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» являются самыми удачными операми композитора.
Мы с вами прекрасно знаем, что оперы Чайковского – это очень сильные театральные музыкальные драмы. Как же можно отказать «Мазепе» вправе на успешную сценическую судьбу? Я считаю такое положение совершенно абсурдным, чтобы вот так вот могла складываться неглубокая по знанию этого произведения репутация. «Мазепу» еще не раз смогут услышать десятки тысяч молодых российских слушателей, каждый из них по-настоящему оценит силу и величие бессмертной музыки Чайковского».
Сегодня, 29 июня на основной сцене Мариинки еще одна впечатляющая работа – «Хованщина», народная музыкальная драма Модеста Мусоргского.
Спектакль будет посвящен памяти великого русского певца, солиста Кировского театра – Булата Минжилкиева, долгие годы блиставшего в целом пантеоне ролей этого спектакля.
В исторической постановке 1960 года примет участие звездный вокальный состав труппы: Ольга Бородина, Николай Путилин, Геннадий Беззубенков, Владимир Ванеев.
За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Санкт-Петербург)