В Концертном зале Берлинской филармонии состоялось выступление известного венгерского дирижера Ивана Фишера.
В немецкой столице имя этого музыканта хорошо известно. Он возглавляет один из ведущих музыкальных коллективов города – оркестр Берлинского Концертхауса. Между тем, Фишер успешно сочетает свою творческую деятельность, с разными оркестрами мира, являясь главным дирижером Будапештского фестивального оркестра.
В течение нескольких лет маэстро планомерно осуществляет запись полного цикла симфоний Густава Малера с венгерским оркестром. Интерпретации симфоний австрийского композитора Фишером признаны эталонными и считаются образцовыми в современной концертной практике. Ивану Фишеру близок универсальный мир музыки Малера с его горечью и иронией, драмой и отчаянием, радостями и надеждами.
Густав Малер возводил грандиозные храмы симфоний и опер в присутствии тысяч зрителей-слушателей. Свою Третью симфонию композитор создавал летом 1895 года.
«Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…»,
– писал композитор.
Перед мартовской записью Третьей симфонии с Будапештским фестивальным оркестром Иван Фишер продирижировал это масштабное сочинение с берлинскими филармониками.
Пантеистическая концепция Третьей симфонии вот уже больше века продолжает покорять сердца слушателей. Каждый раз, когда снова слушаешь это произведение, испытываешь особое наслаждение и непреодолимый восторг.
Так случилось и на очередном концерте Берлинского филармонического оркестра. Маэстро Фишер сотворил в своем прочтении тот удивительный светлый мир, о котором грезил сам Малер при создании этого шедевра.
В исполнении масштабной фрески наряду с Берлинским филармоническим оркестром участвовали: женская группа хора Берлинского радио, хор мальчиков Домского собора Берлина, а также шведское контральто Анна Ларсон.
Оркестр был на пике своего совершенства.
Особенно хотелось бы отметить выразительную игру солистов немецкого коллектива, идиллические соло почтового рожка за сценой (Тамаш Веленчей), ансамбли флейты (Мэтью Дюфор) и кларнета (Андреас Оттензамер) на фоне отдаленных зовов валторн (Штефан Дор, Сара Уиллис и Георг Шреккенбергер) и безмятежного соло гобоя (Альбрехт Майер).
Иван Фишер добился от оркестра невероятных красок и глубины звучания, проявляя при этом эмоциональную сдержанность и предельную концентрацию внимания.
Финал симфонии – тихое адажио, небесная музыка, величественный гимн во славу Божию восходит к трогательным по своей красоте и гармонии страницам бессмертной музыки Густава Малера.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.Ru