Мариинка в полузастое, Большой театр в ожидании, Урал в расцвете, современный танец в цвету.
Опера и балет: Урал как новый центр
Придется констатировать: оперные театры в Перми и Екатеринбурге работают ярче и стабильнее, чем театры Москвы и Петербурга.
В Перми в этом году появились «Сказки Гофмана», где режиссер Катерина Евангелатос взглянула на гофмановский сюжет неожиданно жестким взглядом, настаивая на том, что злые силы злыми силами, но причина всех неприятностей поэта – в нем самом. Грянула блестящая дилогия, собранная из редких произведений Шостаковича (незаконченная опера «Оранго» и балет «Условно убитый»). Впрочем, жанры в этом блистательной комической авантюре, поставленной Алексеем Мирошниченко, проникают друг в друга.
Театр поиграл в самую классическую классику – в «Князе Игоре» поставили исторические декорации и собрали в один спектакль чуть не все наброски Бородина, отчего опера получилась массивной, грузной, солидной, а певцы, потешая непривычную публику плакатными жестами, сохранили искренность и свежесть интонаций.
В финале года Алексей Мирошниченко сделал свою версию «Лебединого озера» — сохранив большую часть оригинального текста, он среди прочего сочинил эффектное противостояние белых и черных лебедей в последнем акте балета. Важно отметить, что руководимый Теодором Курентзисом Пермский оперный не то чтобы специально борется с имиджем «театра одного дирижера», но безо всяких громких деклараций, аккуратно и последовательно предъявляет отличных музыкантов, которые работают в нем помимо маэстро.
За «Сказки Гофмана» на «Золотую маску» выдвинут молодой дирижер Артем Абашев, а мощью «Князя Игоря» повелевал мэтр Валерий Платонов; «Оранго» Курентзис при этом забрал себе – и то, с каким драйвом идет эта дилогия, слышать просто необходимо. В феврале спектакль привезут в Москву на «Золотую маску».
В Екатеринбурге начали год с «Риголетто» в постановке Игоря Ушакова – одетые в хипстерские наряды герои сохранили все мотивации старинного сюжета и все страсти, предписанные либретто. Осенью здесь выпустили внятную «Кармен» в постановке Александра Тителя, но все же главные события года были балетными (опера в прошлом году выпустила сенсационную «Сатьяграху» Филипа Гласса и ожидает в следующем не менее сенсационную «Пассажирку» Моисея Вайнберга).
Это «Тщетная предосторожность», где Сергей Вихарев соединил две легенды классического балета – «Консерваторию» Бурнонвиля и собственно «La Fille mal gardee», и поручил оформление спектакля Альоне Пикаловой (вангоговские стога въехали в балетный класс и стали декларацией условности театра и легкой насмешкой над ней). А также «Занавес» Вячеслава Самодурова, в котором прима Большого театра Мария Александрова металась и взлетала, транслируя ужас артистки перед выходом на сцену.
Кроме того, на екатеринбургскую сцену был перенесен ранний балет руководителей Нидерландского театра танца Пола Лайтфута и Соль Леон «Step lightly», где уральская труппа обнаружила почти голландскую гибкость и чуткость к стилю. Еще в Екатеринбурге основательно почистили «Лебединое озеро», разучив почтенную версию Константина Сергеева, а осенью провели очередную «Dance-платформу», дав возможность молодым хореографам поработать с труппой. Количество и качество – все на высшем уровне.
Мариинка: а также в области балета
В балете Мариинки – застой. Нет, там продолжают отлично танцевать имеющийся репертуар, в труппу приходят замечательные выпускницы Вагановского училища, и балетоманам по-прежнему есть чего ждать и что обсуждать. Но за весь год единственная премьера — дилогия детских утренников «Бемби» и «В джунглях».
Любопытная с музыкальной точки зрения (и возникшая в силу интереса Валерия Гергиева к музыке забытых советских композиторов), дилогия оказалась беспомощна в хореографическом плане. Молодой постановщик Антон Пимонов, уже успевший сделать несколько занятных работ, совершенно потерялся в обилии животных, реплики которых ему приходилось сочинять на сцене.
30 декабря в Мариинке ожидается премьера одноактовки Раду Поклитару «Симфония в трех движениях». И это, в общем, все. Еще один (!) раз был показан балет молодого автора Максима Петрова – «Дивертисмент короля», отлично балансирующий между стилизацией барочного театра и насмешкой над королевскими условностями. Понятно, что Юрий Фатеев, что руководит балетной труппой, просто не может добиться от руководящего театром Валерия Гергиева большего внимания к балетной труппе, необходимых денег, необходимых решений.
В результате театр зарабатывает на балете, эксплуатирует его и не дает развиваться. В опере есть премьеры (не слишком интересные с точки зрения режиссуры), а в балете – увы и ах. Петербург обеспечивают балетными зрелищами хай-класса два фестиваля – весенний Dance Open и «Дягилев P.S.» поздней осенью; Мариинка буксует.
В Большом год прошел в смутном ожидании перемен; давно было ясно, что назначенный директором Владимир Урин не будет работать с худруком балета Сергеем Филиным. Полгода ходили слухи – вплоть до самых невероятных, полгода было непонятно, как строить планы на будущее, если будущим – очевидно – будет управлять другой человек.
В начале лета Урин подтвердил, что контракт Филину продлен не будет; осенью был наконец назван преемник – Махарбек Вазиев. Вагановский выпускник, танцевавший в Мариинском и затем руководивший его труппой в самые успешные для балета годы, оставляет нынешний пост в La Scala ради работы в Большом. Произнесенные им декларации пока что очень общие – никаких резких заявлений, но понятно, что грядут большие перемены. Станет ли «при Махаре» больше успешных премьер? За этот год настоящим успехом стал только «Герой нашего времени» в постановке Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова. Сегодняшнее настроение – неопределенность.
Несколько в «подвешенном» состоянии прожил год и балет московского Музыкального театра – его худрук Игорь Зеленский в будущем году должен возглавить балет Баварской оперы. По доносящимся из Мюнхена слухам (а в балетном мире все всё друг о друге знают), местный театр хотел получить балетную звезду в единоличное свое распоряжение. Сам Зеленский говорит, что будет работать и в Москве тоже. Заставят ли его немцы отказаться от этих планов?
Видимо, в ожидании перемен труппа слегка нервничает – и вечер балетов Джерома Роббинса был исполнен на премьере не лучшим образом. Непонятны и репертуарно-кадровые решения – «Расемон» Григория Варламова был вручен не балетмейстеру, а ассистенту оперного режиссера Ирине Лычагиной. В результате кажется, что спектакль собран по принципу «каждый артист показывает то движение, что лучше всего ему удается»; в комплект же они собраны по засыпанному пылью принципу «драмбалета».
Музыкальный театр стабильно выдает высокое качество в опере – «Хованщина», где пугающе мощным Хованским стал Дмитрий Ульянов, и где разговор о том, что такое вообще русский народ, велся беспощадно и ярко. Встряхнули Москву и «Медея» с Хиблой Герзмавой; балет же Музыкального в этом году не порадовал.
Что значит сontemporary?
Современный танец продолжал заниматься своим делом. Проявились яркие дебютанты – группа «Воздух» из Краснодара со спектаклем «Всечтоямогубыть», поставленным Олегом Степановым и Алексеем Торгунаковым; собственно, contemporary dance прекрасен тем, что – в отличие от классического балета – в любом месте страны вдруг может возникнуть маленькая труппа, способная выдать немаленький по значению спектакль. Давно покинувший Москву ради Таллина Александр Пепеляев поставил «Кафе Идиот» в современной труппе «Балета Москва», где выкрасил классика в красный цвет, но при этом сохранил Достоевского Достоевским.
Незадолго до конца года московская группа «По.В.С.Танцы» показала в Боярских палатах отличный спектакль «Кровь», где без всяких истерик, с чрезвычайно осторожностью и с юмором работая над взрывоопасной ныне темой, поговорила о корнях человека, о еврейских дедушках и корейских бабушках, что живы в венах нынешних москвичей.
Отпраздновала 25-летний юбилей одна из лучших российских трупп современного танца – екатеринбургский ТанцТеатр под руководством Олега Петрова; в честь юбилея они станцевали нежные, эксцентричные и грустные «Сны Феллини» (совместная постановка драматического режиссера Григория Лифанова и французского хореографа Фабио Лопеза). Летом петербургский «Каннон данс» привычно провел один из лучших в отечестве фестиваль современного танца Open Look, где был дан простор абсолютно всем труппам – от тех, что еле ползают, до тех, что неистово пляшут.
Фестиваль «Диверсия» в Костроме снова продемонстрировал, каким разным может быть современный танец – и как артисты из разных стран говорят о самых важных в их жизни вещах. Пусть ужимались бюджеты; пусть в больших театрах народ жил в тревогах и гаданиях по поводу возможных перемен; в contemporary люди работали, надеясь только на себя и создавая отличные спектакли. Именно это и внушает надежды.