В Москве рассказали о знаменитом балете.
В Москве открылась выставка “Лебединое озеро. Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга”, посвященная 140-летию со дня премьеры легендарной постановки.
Здесь зрители смогут не только познакомиться поближе с историей этого легендарного балета, но и буквально погрузиться в атмосферу этого искусства с головой.
Вокруг – личные вещи самых известных артистов балета, на глазах которых и с чьим непосредственным участием “Лебединое озеро” обретало свою заслуженную славу и вечную любовь зрителя.
В центре первого зала – пуанты примы-балерины Большого театра Ольги Лепешинской. Доподлинно известно, что она отличалась самокритичностью: так, она, получив заветную роль Одетты-Одиллии, сама пришла к решению отказаться от нее, почувствовав себя не способной исполнить нежную Одетту из-за своего “огненного” темперамента, который был неоднократно отмечен критиками.
Сбоку можно обнаружить старую фотографию, на которой в одеждах Одетты и Одиллии стоят, вопреки обычаям, две девушки. Традиционно роли Лебедя и Одиллии исполняла одна балерина, однако в постановке балетмейстера Вагановой они обрели два лица.
На этой черно-белой фотографии 1933 года – Галина Уланова и Ольга Иордан. Изображение представлено, конечно, не одно. За витринами – бесчисленное множество афиш, фотографий тех времен, автографов, работ самого Петра Ильича Чайковского и многое другое.
Привлекают к себе внимание и черные, как смоль, перья от костюмов Аллы Шелест и Елены Рябинкиной, которая и сама посетила открытие выставки, заявив: “Лебединое озеро” был, есть и будет моим любимым балетом”. Интересно, какую именно версию она имела в виду? Ведь разным городам – разные концовки.
https://www.classicalmusicnews.ru/quiz/swan-lake-secrets/
Известно, что Петр Ильич задумывал именно трагический конец постановки, и именно таким был балет на протяжении долгого времени. Однако в Санкт-Петербурге Лев Иванов и Мариус Петипа осмелились изменить финал. И до сих пор на сценах Мариинки идет “Лебединое озеро” со счастливым концом, а на сцене Большого театра – трагическая версия. Об этом же говорят и представленные в экспозиции различные эскизы таких художников, как Ламбина, Бочарова, и других.
На выставке буквально ощущается атмосфера русского балета. На открытии можно было насладиться выступлениями артистов – Екатерины Ивановой и Артема Лепкова – исполняющих “Белое адажио” и “Русский танец” (он создавался отдельно от основной партитуры).
Несомненно, все упомянуть невозможно: у “Лебединого озера” слишком насыщенная, длинная и безумно интересная история. Но и узнавать её, со всеми парадоксами и неудачами, – наслаждение.
Специально для тех, кому хочется узнать всё и даже больше, на выставке действует взрослая экскурсия “Непростой путь балета” , а в планах не только детская программа “Сегодня в театре премьера”, но и творческие встречи, например с примой-балериной Еленой Рябинкиной.
Время посетить выставку найдется у каждого – она принимает посетителей вплоть до 26 ноября 2017 года в музее “П. И. Чайковский и Москва”.