В России функционируют три государственных филармонии федерального подчинения. Если две из них – Московская и Санкт-Петербургская – всем известны и их деятельность худо-бедно, но всё же освещается в прессе, то о существовании и работе третьей – Северо-Кавказской государственной филармонии имени Василия Ильича Сафонова (СКФ) – мало кто знает.
И я бы не знал, но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Волею судеб я несколько раз ездил поправлять здоровье в Ессентуки и Кисловодск и обнаружил, что в городах Кавказских Минеральных Вод происходит активная музыкальная жизнь, причем классического направления.
Я написал в прошлые годы несколько репортажей оттуда. Но в этот мой приезд я более подробно сумел познакомиться с местной музыкальной жизнью, т. к. был в санатории непосредственно в Кисловодске, в Курзале которого и базируется СКФ.
Эта довольно бурная музыкальная жизнь является результатом её деятельности. Раньше она называлась Филармония на Кавказских Минеральных Водах. В орбите её работы находятся крупнейшие российские курорты: Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск.
В распоряжении этой филармонии 11 концертных залов (в том числе два органных – в Кисловодске и Ессентуках), в которых проходят более двух тысяч концертов в год, в значительной мере определяя культурную жизнь региона. Кроме того, СКФ оказывает культурную подпитку всех республик Северного Кавказа.
В числе коллективов СКФ один из старейших в России постоянно действующих симфонических оркестров, носящий имя Василия Ильича Сафонова, который концертом 2 сентября 2017 года открыл свой 123-й сезон. Рецензию на этот концерт можно прочесть здесь.
“Бархатный сезон” в Северо-Кавказской филармонии посвящен 145-летию Скрябина
Этот сезон СКФ посвящает 145-летию со дня рождения Александра Николаевича Скрябина, чье имя носит органный зал в Кисловодске. В этой связи гостем СКФ был внучатый племянник великого русского композитора Александр Серафимович Скрябин – президент Международного Скрябинского общества, президент Фонда А. Н. Скрябина, один из инициаторов и организаторов Международных конкурсов пианистов имени А. Н. Скрябина, заведующий отделом фестивалей и конкурсов Международного союза музыкальных деятелей, член Союза композиторов России.
В последнее время оркестр им. Сафонова с успехом гастролирует и за рубежом. СКФ функционирует фактически во всесезонном режиме. В прошлом сезоне филармония закрывалась на отпуск только на две недели в августе. В этот период здесь выступали гастролирующие коллективы.
Я пробыл в Кисловодске 18 дней и за это время посетил семь (!) интересных концертов филармонии. Судите сами, насколько интересна филармоническая концертная афиша Кисловодска.
2 сентября. Открытие 123-го сезона. П. Чайковский – Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; И. Стравинский – Сюита из балета «Жар-птица»; А. Скрябин – «Прометей. Поэма огня»; Ф. Арнабольди – Поэма-фантазия «Послание Ангела» (мировая премьера). Солист Евгений Михайлов (ф-но), Светлана Бережная (орган), Анна Павловская (сопрано), Элеонора Кипренская (меццо-сопрано), Иван Буянец (тенор), Астемир Макоев. Дирижёр Пётр Никифоров (Швейцария).
3 сентября. Концерт фортепианной музыки «Колокола Руси». М. Мусоргский – Картинки с выставки»; С. Рахманинов – этюды-картины, прелюдии. Исполнитель – Евгений Михайлов (ф-но).
9 сентября. А. Скрябин – Поэма «Мечты», «Поэма экстаза», П. Чайковский – Оркестровая сюита № 3. Дирижёр Д. Ботинис.
13 сентября. Танцы в облаках. Арт-дуэт «Свет Камня». И. С. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт, К. Дебюсси, М. Равель. Исполнители: Пётр Никифоров (скрипка, Швейцария), Светлана Бережная (орган).
15 сентября. Д. Пуччини – опера «Тоска». Флория Тоска – Елена Филимонова, Марио Каварадосси – Иван Буянец, барон Скарпиа – Сергей Майданов. Дирижёр – Пётр Никифоров
16 сентября:
В 16 час. «Неаполитанская тарантелла». Исполнители: Сергей Майданов (баритон), Иван Буянец (тенор), Ирина Лябех (ф-но).
В 19 час. Истории Нового Света. Д. Гершвин – «Американец в Париже», «Рапсодия в стиле блюз». Солист Валерий Гроховский (ф-но); А. Дворжак Симфония № 9 «Из Нового Света». Дирижёр – Пётр Никифоров.
А ведь это перечень только тех концертов, которые посетил я. Но были и другие!
Все концерты, которые слушал я, были интересны, качественны и, что важно, непровинциальны. Я не буду рецензировать их все. Остановлюсь только на двух из них. Один – это Арт-дуэт скрипки и органа «Свет камня» (Никифоров и Бережная). Пётр Никифоров продемонстрировал прекрасную скрипичную школу.
Весьма изысканным, с хорошим вкусом был органный аккомпанемент Светланы Бережной. Наиболее яркое впечатление осталось от транскрипции для скрипки и органа прелюдии «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» для фортепиано Клода Дебюсси. Мне понравилась вся программа за исключением одного номера.
У меня вызвало принципиальное неприятие исполнение Чаконы из Партиты № 2 ре минор для скрипки соло BWV 1005 И. С. Баха в сопровождении органа. С моей точки зрения в мировой музыкальной культуре есть настолько совершенные произведения, которые не допускают при их исполнении никаких дополнений и аранжировок кроме оригинального авторского текста.
К таким сочинениям я отношу и знаменитую Чакону Баха. Он сам делал многочисленные транскрипции концертов Вивальди. И там допустимы разные варианты аккомпанемента. Но Три сонаты и Три партиты для скрипки соло И. С. Баха должны звучать в том виде, в каком их написал гениальный кантор Томаскирхи в Лейпциге. Это мое твердое убеждение.
Очень интересным было исполнение оперы Джакомо Пуччини «Тоска», которое я бы назвал полуконцертным или минималистским.
Режиссёр-постановщик – Диего Вилли Корна (Италия), художник-постановщик Мария Бережная, художник по свету – Сергей Бережной. Дирижёр – Пётр Никифоров. Оперные постановки даются в зале им. В. И. Сафонова, в котором есть оркестровая яма достаточно внушительных размеров, чтобы вместить полный оркестр. На сцене минимум декораций, которые скорее можно назвать реквизитом. Они не изображают интерьер храма, а обозначают двери ризничей. И ещё мольберт.
По сцене перемещается осветитель с прожектором, видимо обозначающим, что идут съемки спектакля. Сценография первого действия решена в черно-белой гамме с красочным пятном портрета на мольберте. Сценография второго действия – в черных или очень тёмных тонах с ярко-красными пятнами платья Тоски и алой розы. Фигуры Скарпиа и его подручных почти не видны на темном фоне. Высвечены только их лица, фигура Каварадосси, которого приволакивают после пыток, и Тоска.
На сцене всего два предмета – стол, за которым сидит Скарпиа, и диванчик. На сцене нет суеты, а только минимальное движение, необходимое для развития сюжета. Ничто не отвлекает от музыки. Идеология этой постановки целиком принадлежит режиссёру Д. Корна, приглашенному в Кисловодск дирижёром-постановщиком Петром Никифоровым.
«Тоска» была исполнена целиком местными вокальными силами. Заглавную партию в целом неплохо исполнила Елена Филимонова, но у неё иногда прорывались открытые верха, отчего в такие моменты голос звучал резко и некрасиво.
Неудачно в партии Каварадосси выступил Иван Буянцец. Единственным оправданием ему было то, что он заменил заболевшего основного исполнителя этой партии и вошел в постановку с полутора репетиций. Но вне зависимости от ситуации у него есть очень серьезный недостаток – он просто плохо обучен.
Голос у Буянца красивый и выразительный, но всё время, как говорится, «висит на связках», из-за чего постояно звучит напряженно. Буянец еще достаточно молод и может попытаться исправить этот дефект своего вокального образования. Ему было бы полезно позаниматься в мастер-классах хороших вокальных педагогов-технологов, таких, например, как Владимир Чернов или Дмитрий Вдовин.
Меня поразил исполнитель партии Скарпиа Сергей Майданов. Он был великолепен и вокально, и драматически. Его вокал был совершенен и безупречен на всем протяжении спектакля. Драматически он был статуарен и несуетлив, как само воплощение зла, аморальности и предательства.
Я утверждаю, что Сергей Майданов – певец мирового класса. С таким баритоном смело можно ставить и «Риголетто», и «Отелло» (Яго).
Весьма хорошо показал себя и оркестр п/у Никифорова. Его аккомпанемент был очень тактичен и строг, нигде не заглушая солистов и поддерживая их вокальное дыхание. Динамика оркестра оставалась в границах хорошего вкуса, что не так уж часто встречаешь у дирижеров, исполняющих веристские оперы.
Мне кажется, что «Тоска» в Кисловодске имеет все данные для выдвижения на «Маску» в номинациях оперы, режиссуры, сценографии и лучшей мужской партии.
О планах Северо-Кавказской государственной филармонии им. В. И. Сафонова можно прочесть в интервью с её генеральным директором Светланой Бережной.
Светлана Бережная: “Филармония в значительной мере определяет культурную жизнь на Кавминводах”
По моим впечатлениям СКФ сопоставима со столичными не только по рангу, но и по интенсивности и уровню музыкальной жизни.
Владимир Ойвин