Второй тур Международного конкурса молодых пианистов Grand piano competition начался 3 мая 2016 года в Большом зале Московской консерватории и закончился 4 мая.
Во втором туре конкурсанты исполняли концерт с оркестром или две-три его части, чтобы вписаться в длительность выступления, которое ограничивается 30 минутами. Участники Grand piano competition выступали в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова, которым дирижировал Александр Сладковский.
Ко второму туру в жюри появился Арье Варди. По крайней мере, при оглашении членов жюри перед началом первого тура его имя не называлось.
Если это так и было на самом деле, не совсем понятно, вернее совсем непонятно, как он может судить, не слушав сольных программ конкурсантов. У него даже физически не было практической возможности и времени хотя бы прослушать записи выступавших – это почти 9 часов чистого звучания. Если я ошибаюсь, то заранее приношу свои извинения!
В первый вечер выступили восемь первых номеров: Илья Папоян, Иван Бессонов (Россия); Шио Окуи (Япония); Елизавета Ключерева (Россия); Владислав Хандогий (Беларусь); Илья Ломтатидзе (Грузия); Джордж Харлионо (Великобритания); Сандро Небиеридзе (Грузия).
Вопреки ожиданиям, ни один конкурсант в первый день второго тура не ухудшил своих позиций при выступлении с оркестром. Зато некоторые из них, наоборот, значительно улучшили впечатление о себе. Все конкурсанты настолько уверенно солировали, что можно было предположить, что они только и делают, что играют концерты с оркестром, хотя это далеко не так.
Значительно лучше выглядел с оркестром Илья Папоян. Он замечательно пропел вторую часть Largo Третьего концерта Бетховена, в которой для меня заложен весь будущий Шопен. Мне очень понравился замедленный темп второй части. Но еще больше то, что он не загнал темп в третьей части Rondo-Allegro – точно проартикулировал все пассажи. Очень важно, что дирижёр очень точно аккомпанировал солисту в столь непривычном темпе второй части.
Очень изысканно исполнил вторую и третью части (Andante и Allegro vivace assai) из 21-го концерта Моцарта Иван Бессонов, подтвердив, он очень тонкий музыкант. Какая у него была прозрачная фортепианная фактура в финале! И здесь ансамбль солиста и оркестра был превосходен!
Очень просто и естественно прозвучали Adagio и Allegro moderato molto e marcato (вторая и третья части) из фортепианного концерта Эдварда Грига у Шио Окуи. Поразительно, как 11-летняя девчушка держит в напряженном внимании Большой зал консерватории! Её вступление во втором туре великолепно корреспондировало с блистательным выступлением в первом.
Великолепно исполнил Allegro non troppo e molto maestoso – первую часть Первого фортепианного концерта Чайковского 15-летний англичанин Джордж Харлионо. Это было вполне взрослое исполнение, и в техническом, и в музыкальном плане, с которым можно выходить на конкурс им. Чайковского. Не исключено, что он к нему и готовится.
Ярким получилось завершающее первый день второго тура выступление Сандро Небиеридзе, очень хорошо исполнившим «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Это очень непростое для исполнения произведение у молодого пианиста-композитора прозвучало интересно и по пианизму, и по мысли. У Небиеридзе богатая палитра музыкальных красок, красивое туше и хорошее чувство формы.
Из прослушиваний второго дня второго тура меня заинтересовали только двое конкурсантов. Варвара Кутузова весьма неплохо, с хорошим вкусом исполнила II и III части 21-го фортепианного концерта Моцарта, но лидером для оркестра он не стала и, несмотря на очень тактичный оркестровый аккомпанемент, временами ее попросту было плохо слышно. Выступление Кутузовой во втором туре получилось несколько слабее, нежели в первом туре.
Подтвердил мои симпатии, возникшие после его выступления в первом туре, завершавший прослушивания второго тура Глеб Романчукевич. Его интерпретация II и III частей Второго фортепианного концерта Рахманинова была наиболее зрелой из трех вариантов, прозвучавших во втором туре. Рояль у него звучал полнозвучно, да и форму концерта он слепил прочную и законченную.
В своем обзоре я привел свои впечатления от удачных, с моей точки зрения, выступлений и не стал анализировать те, что мне не понравились. Но одно негативное впечатление я все же решил опубликовать, потому что этот случай имеет принципиальное значение. Я имею в виду выступление неофициального фаворита этого конкурса Александра Малофеева. Да уж теперь и официального – дописываю эти заметки, когда все результаты объявлены.
Я уже высказывался, что у меня двойственное отношение к конкурсам с участием детей. Эволюция Малофеева – яркий пример негативного влияния такого рода конкурсов. Начинал он очень ярко. Но постепенно у него изменилось целеполагание.
Всё большее значение приобретает техническая сторона исполнения. Основным мерилом становится успех, а не смысл музыки. Последний раз я слышал его выступление 11 февраля с. г. в Камерном зале Московской филармонии, когда играли три лауреата конкурса в Астане. Это выступление оставило удручающее впечатление пустоты за виртуозным фасадом внешнего блеска технических достижений молодого пианиста.
Такое же ощущение осталось от московских конкурсных выступлений. За три года, прошедшие после триумфального выступления Малофеева на конкурсе Astana Music Passion в Астане, виртуозная компонента все больше подавляла компоненту музыкальную, пока не выдавила ее в значительной мере.
Если говорить по большому счету, виртуозного блеска сегодня недостаточно, чтобы включить его обладателя в число 15 пианистов, допущенных к публичному выступлению на конкурсе. И я не меняю своего мнения, несмотря на то, что Малофеев получил Гран-при. Для меня это яркий пример того, какую цену может заплатить молодой музыкант за столь ранний и шумный успех, который имеет тенденцию вытравлять музыку из души молодых музыкантов.
Совсем не обязательно, что это удел всех молодых виртуозов, но риск такого поворота в их развитии весьма велик и искушение сильно. Это не значит, что нет возможности преображения, но с каждым годом взросления оно все менее реально. Александр Малофеев в числе других спецпризов получил спецприз «Продолжателю традиций Дениса Мацуева». На сегодняшний день это сомнительный комплимент для Мацуева.
И ещё одно замечание. Может быть сколько угодно первых, вторых и n-х мест. Но Гран-при по определению может быть только один. Два Гран-при – это оксюморон! Но своя рука – владыка и на десерт можно подать жареный лёд.
Несмотря на столь пессимистичное отступление, я слушал конкурс с большим интересом. Для меня открылись несколько новых интересных имен. В первую очередь это Сандро Небиеридзе, Шио Окуи, Джордж Харлионо, Глеб Романчукевич, даже несмотря на то, что он не вошел в число лауреатов. Очень рад, что совершенно оправданно получил приз зрительских симпатий Иван Бессонов.
Не могу не выразить восхищения Госоркестром им. Светланова, который прекрасно все эти три дня аккомпанировал детям в стольких разных по стилю концертах. В успехе конкурса велика заслуга дирижёра Александра Сладковского – он предельно внимательно и тактично вел оркестр, чем немало помог конкурсантам. О таком аккомпанементе можно только мечтать. Играть в начале творческого пути с таким всемирно известным оркестром это большая удача.
Приводить результаты Первого конкурса Grand Piano Competition здесь уже не имеет смысла, да и гала-концерт тоже достаточно подробно описан.
Владимир Ойвин