Первый тур I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition прошел 1 мая 2016 года в Рахманиновском зале консерватории.
Перед прослушиваниями был объявлен состав жюри. Реальный его состав оказался на два человека меньшим, чем опубликован в буклете конкурса. Не приехали Арье Варди и Барри Дуглас.
Прослушивания начались в 2 часа дня и закончились около 11 часов вечера Они прошли с тремя перерывами.
Режим работы для членов жюри, да и для слушателей, получился весьма напряженным. Если к началу прослушиваний РЗК был забит, что называется, «под завязку», то последний конкурсант играл пред полупустым залом. В последнем перерыве зал покинул и сам Мацуев. Так что он не услышал трех последних участников.
Не скрою, поначалу после того, как я получил на пресс-конференции буклет конкурса с опубликованными в нем программами конкурсантов и ознакомился с ними, у меня было что-то близкое к шоку.
Три участника включили в свои программы «Мефисто-вальс» Листа, три – Патетическую сонату Бетховена, кто-то «Исламей» Балакирева, «По прочтении Данте» Листа. И это всё пианисты в возрасте от 11 до 16 лет! Я говорю не о технической возможности исполнять эти сочинения – техника у них у всех великолепная, но велика опасность, что она у них срабатывает раньше головы!
Но, прослушав всех 15 конкурсантов, приходится признать свою неправоту. Среди них есть пианисты, слушая которых забываешь, что им всем меньше 16 лет, настолько по-взрослому они играют. И таких среди них больше пяти человек. Другой вопрос – какую цену заплатят они за столь раннее взросление?
Отмечу здесь только тех, кто произвёл на меня наиболее сильное впечатление.
Здесь первой вне всякой конкуренции я назову 11-летнюю японку Шио Окуи. Первым номером она исполнила 10 вариаций Бетховена на тему «La stessa, La stessissima» из оперы А.Сальери «Фальстаф» «La stessa, La stessissima» из оперы А. Сальери «Фальстаф». В них она сразу же продемонстрировала разнообразную блестящую технику, феноменальный пианизм и богатейшую звуковую колористку.
В Первом скерцо Шопена Шио Окуи показала, что в свои 11 лет она точна в стилистике и вполне взрослом понимании сути шопеновской музыки. Совершенно иной Шио предстала в Третьей сонате Прокофьева. Здесь она показала не то, что детскую, а взрослую мужскую жесткость.
Вообще было поразительно слышать, как хрупкая 11-летняя девочка извлекает из рояля столь мощный водопад звуков. Она лишний раз подтвердила справедливость высказывания уникальной по своей пианистической судьбе Веры Лотар-Шевченко, что музыка не в пальцах, а в голове.
Шио Окуи выступала третьей по счёту и чисто психологически для слушателей это было непросто – всех последующих выступающих пришлось мерить её аршином, который для большинства конкурсантов оказался великоват. Но конкурс есть конкурс… и тут невозможно расставить выступающих по ранжиру успешности выступлений – сперва те, кто послабей.
Именно поэтому идея Мацуева не делить лауреатов по местам кажется особо креативной и уместной.
Второй конкурсант, который меня заинтересовал – это уже почти взрослый 15-летний Джордж Харлионо из Великобритании. Сначала самой программой, в которую вошла «Ундина» Равеля и «Исламей» Балакирева. Оба сочинения требуют от исполнителя совершенной технической подготовки и чувства стиля. Да и первое произведение в его выступлении ни много, ни мало Хроматическая фантазия и фуга ре минор И. С. Баха BWV 903.
Что касается первого номера его программы, то это был кто угодно, но не Бах. Если бы убрать упоминание автора, то сама по себе пьеса была бы небезынтересной, но имеющей мало общего с баховской фантазией. Зато «Ундина» Равеля была превосходной и стилистически точной, очень тонкой, изящной и текучей. Еще более сильное впечатление произвёл балакиревский «Исламей». Харлионо блестяще справился со всеми техническими сложностями партитуры и при этом сумел передать восточный аромат «Исламея».
Весьма интересным показался 15-летний Сандро Небиеридзе из Тбилиси. Сначала он исполнил сонату собственного сочинения, которая оказалась интересной по музыке. Да и исполнена она была превосходно.
Не очень к его типу пианизма подошёл «Вокализ» Рахманинова, который ему не очень удалось пропеть на рояле. Лучшими в программе Небиеридзе прозвучали фрагменты из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Особо удался ему «Поганый пляс Кащеева царства». Хотя здесь «Колыбельная» прозвучала хорошо.
Обратил на себя внимание и другой представитель Грузии 13-летний ученик Тбилисской ЦМШ Илья Ломтатидзе своим блестящим исполнением вариаций на тему из оперы «Кармен» Бизе – Горовица.
Из российских участников мне наиболее интересным показался 15-летний Глеб Романчукевич, выступавший последним. Он сумел завладеть вниманием уставшего зала. Романчукевич вообще произвёл впечатление наиболее взрослого из всех 15 конкурсантов.
Он очень зрело исполнил Прелюдию и фугу до-диез минор из II тома Хорошо темперированного клавира И. С. Баха. Самым интересным в его программе стало исполнение сонаты ля минор, ор. 30 Николая Метнера. Он сыграл её очень темпераментно, но не выходя за рамки хорошего вкуса. Весьма стильно прозвучало у него Третье скерцо Шопена.
Ещё один российский конкурсант привлек мое внимание. 13-летний петербургский пианист Иван Бессонов выступил очень неровно. Безусловной удачей стало исполнение им шести прелюдий из ор. 11 №№1, 2, 8, 9, 10, 14, прозвучавших очень изящно и красиво. Небезынтересной была пьеса его собственного сочинения «Русская мелодия».
С нужным налётом ужаса прозвучало одно из «Наваждений» ор. 4 № 4 Сергея Прокофьева. Мне показалось, что И. Бессонов – музыкант с весьма лабильной психической организацией, что и является причиной неровности его выступлений.
В целом конкурс очень интересен и показателен. Он продемонстрировал, что нынешние дети акселераты не только в техническом смысле, что уже воспринимается вполне как должное, хотя их техническая оснащенность порой вызывает просто оторопь.
Оказывается, что они и интеллектуально, и эмоционально старше своего биологического возраста.
Еще одна черта характера объединяет всех 15 участников, допущенных к участию в конкурсе. Они все не только не боятся сцены, а наоборот жаждут её. Очень характерен казус, произошедший во время выступления 12-летней Варвары Кутузовой – внезапно в зале и на сцене погас свет. Это не помешало ей без запинки продолжить выступление, не допустив ни одной ошибки. Как уверенно надо чувствовать на сцене, чтобы продемонстрировать столь завидное хладнокровие в таком возрасте.
И по-прежнему беспокоит вопрос какую цену нынешние молодые музыканты заплатят за столь ранее созревание? А может быть, и платить ничего не придется? Это покажет только время.
Совершенно очевидно одно – это поколение музыкантов очень отличается от всех предыдущих. Они не лучше и не хуже – они иные. А пока ждём второй тур.
Владимир Ойвин