В пятый раз в одном из тихих и заповедных уголков Нижней Саксонии, курорте Гориш прошел международный музыкальный фестиваль «Дни Шостаковича».
У этого праздника музыки уже есть своя публика, которая с нетерпением ждет встречи со знаменитыми исполнителями.
До Чехии здесь совсем недалеко, между тем красивые пейзажи горной местности, зеленые равнины лесов, голубые своды Эльбы роднят эту местность со швейцарскими красотами. Не зря этот край по праву именуют саксонской Швейцарией.
Шостакович впервые побывал в местечке Гориш летом 1960 года. Здесь была создана музыка к кинофильму “Пять дней, пять ночей”, а также знаменитый Восьмой струнный квартет. Композитор лишь однажды, спустя двадцать лет, возвращался в этот тихий уголок Саксонии, полюбившийся ему неторопливым течением жизни и потрясающей природой.
Рано, или поздно здесь все равно бы появился международный музыкальный фестиваль. Не обошлось без группы единомышленников, музыкантов оркестра Дрезденской Штаатскапеллы и некоторых жителей города. Художественное руководство фестивалем возглавляет Тобиас Нидершлаг, заведующий программным планированием оркестра Дрезденской Штаатскапеллы.
Фестиваль по традиции проводится в середине сентября. В выходные дни в Гориш приезжают туристы, любители классической музыки, чтобы насладиться природой этих мест и послушать сочинения Д. Шостаковича в исполнении лучших музыкантов современности. Сцена, где проводились концерты классической музыки, представляла собой шатер. И даже, несмотря на дождливую и ветреную погоду, какая случилась в этом году, музыка согревала сердца слушателей.
В фокусе фестивальной программы – произведения И. С. Баха, Д. Шостаковича и С. Губайдулиной. Шостакович, как известно, восторгался музыкой Баха и вел с ним диалог в своих сочинениях. В свою очередь, София Губайдулина глубоко почитает творчество обоих предшественников, каждый из которых оказал определенное влияние на ее композиторский стиль. Музыка Губайдулиной звучала в каждом из концертов, состоялась мировая премьера ее нового произведения “So sei es” (“Пусть будет так”) для скрипки, фортепиано, контрабаса и ударных.
Среди исполнителей – Нурит Штарк, Седрик Песциа, Александр Суслин и Таико Саито.
София Губайдулина:
«Мне кажется, что идея таких камерных фестивалей в столь красивых и отдаленных от больших городов местах очень важна для развития культуры. Я даже думаю, что эти камерные вечера являются одним из спасений сегодняшней музыкальной культуры. Ведь высокое искусство сейчас находится в большой опасности, происходит спад культуры. Необходимо сохранить культурные ценности, чтобы не растерять те реликвии, которые нам оставила история музыкального прошлого. И вот как раз опыт проведения подобного фестиваля Шостаковича в Гориш яркий тому пример.
Ведь организаторы этого праздника музыки прилагают немало энтузиастских усилий, а исполнители, приглашенные музыканты, готовы жертвовать своим временем, изменять график, чтобы приехать в это удивительное место Нижней Саксонии и поклониться Д. Д. Шостаковичу. И это я считаю правильным путем развития данного форума. Конечно, без спонсорской поддержки здесь просто невозможно обойтись. И я нахожу, что как раз, благодаря усилиям творчески заинтересованных людей, одержимых музыкой Д. Шостаковича, можно спасти не только духовную культуру, но и самого человека.
Потрясающая атмосфера фестиваля в Гориш, красивая природа этих мест, чистый воздух напоминают мне и другие места, например, Локенхаус и Кухмо, где я также бывала неоднократно. Есть даже один такой фестиваль, события которого происходят среди дремучих лесов в окружении монастыря. Туда привозят людей, и они с большим желанием слушают музыку и наслаждаются тишиной.
Премьера сочинения “So sei es” («Пусть будет так») памяти Виктора Суслина явилась следствием моего потрясения в связи с кончиной духовно близкого мне музыканта и человека. Прежде чем возникла музыка этого произведения, я пережила прощание с другом, который был для меня не просто близким человеком, ведь мы учились у одного педагога, и в течение тридцати лет общались постоянно. Наша дружба еще основывалась и на основе звучащего тела музыки. Мы часто импровизировали вместе, и это было существенной частью нашей жизни. Звуковая субстанция была неким внутренним слоем, с которым пришлось распрощаться сейчас.
Эта дружба никогда не была безоблачной, чтобы мнения совпадали, нет, мы очень часто спорили, но это никогда не превращалось в какую-то ссору. Я привыкла к тому, что можно абсолютно свободно высказывать свое мнение, которое не будет совпадать с мнением собеседника. В нашей дружбе с Виктором Суслиным было много противоречий относительно эстетики, относительно отношения к жизни, и даже к войне и миру. Все не совпадало, и, тем не менее, существует какой-то внутренний слой, где все едино. И когда настал момент прощания, то мы оба пришли в воображение – к тому мнению, что вот как оно есть, так и хорошо.
Произведение, созданное для ансамбля креативных музыкантов, которые участвовали в премьере записи и сегодня играли здесь в Гориш, очень дорого для меня»
Фестивальную афишу концертов украшали имена таких музыкантов, как: Яша Немцов, Анна Винницкая, Гидон Кремер и его оркестр “Кремерата Балтика”. В сопровождении оркестра «Кремерата Балтика» Анна Винницкая исполнила два фортепианных концерта Д. Д. Шостаковича.
Анна Винницкая:
«Это мой дебют со знаменитым коллективом Гидона Кремера. Я еще с первой репетиции почувствовала, что музыканты не просто играют в оркестре, а вовлекаются в камерную сферу исполняемых сочинений – от них так много персональных моментов исходит.
К сожалению, из-за непрекращающегося дождя я так и не успела посмотреть окрестности этих мест и дом Шостаковича, где композитор создал столько важнейших произведений. Я много времени посвятила репетициям, но надеюсь в будущем сюда обязательно вернуться, если пригласят, конечно…»
Впервые за свою пятилетнюю историю фестиваль расширил свою географию. Неподалеку от Гориш в старинной церкви Кёнигштайна выступил ансамбль Vocal Concert Dresden под управлением Петера Копа и органиста Фридемана Херца.
Форум открылся музыкально-театральной композицией «Фройляйн Смерть встречает господина Шостаковича». Это был своеобразный сценический коллаж, спроектированный актрисой Изабель Караян на музыку Д. Д. Шостаковича и сатирические тексты его современников.
На фестивале присутствовало немало гостей, в числе которых знаменитый российский бас-баритон Сергей Лейферкус. Он обожает музыку Шостаковича и часто включает ее в программы своих выступлений.
Сергей Лейферкус приехал в Гориш со своей супругой специально послушать «Антиформалистический раек» Д. Шостаковича, блестяще исполненный Алексеем Мочаловым и музыкантами «Кремераты Балтики».
Публика очень тепло принимала исполнителей и долго не желала их отпускать со сцены.
Впрочем, музыка Шостаковича ненадолго утихнет в сих местах, ведь уже следующим летом, в июне (традиционные для фестиваля сентябрьские дни уступят место летней идиллии) состоится очередной музыкальный фестиваль.
Виктор Александров, Гориш (Германия), ClassicalMusicNews.Ru