Как бы ни был филармонический сезон насыщен интересной музыкой и выдающимися именами, участие в нём Гельмута Риллинга всегда становится ярчайшим событием.
Не стал исключением и сезон текущий. В его рамках 7 декабря 2016 года в Концертном зале им. Чайковского Г. Риллинг продирижировал «Рождественской ораторией» И. С. Баха BWV 248.
В её исполнении приняли участие: Bach Ensemble Helmuth Rilling (Германия), Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра (художественный руководитель Лев Конторович), солисты: Юлия София Вагнер (сопрано), Лидия Виньес Кёртис (меццо-сопрано), Мартин Латтке (тенор), Тобиас Берндт (бас).
Впервые я познакомился с исполнением музыки Баха Гельмутом Риллингом придя на репетицию «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в день концерта 4 марта 2011 года в Московский международный дом музыки.
В тот приезд он привёз оркестр Международной Баховской академии из Штутгарта. Тогда, да и для всех последующих выступлений в России, Риллинг выбрал «Мастеров хорового пения».
Для освоения немецкого языка в Москве больше месяца с хором занимались немецкие репетиторы, присланные Риллингом. Самая большая сложность заключалась в том, что тексты ораториальных сочинений И. С. Баха написаны не современным языком, а старонемецким.
В промежутке между репетицией и концертом состоялась пресс-конференция. Именно на ней Риллинг произнёс фразу, приведенную в буклете к рецензируемому концерту:
«Я нахожу хор фантастическим. Музыканты исполняют немецкий текст так, что я теряюсь и забываю, что это не немецкий хор».
В 2011 году Риллинг на базе Фестивального ансамбля Штутгарта создал молодёжный «Bach Ensemble Helmuth Rilling» («Бах-ансамбль Гельмута Риллинга»). Уже с этим ансамблем Риллинг в феврале 2013 года исполнил в Москве и в Санкт-Петербурге ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира».
В том же хоровом и ансамблевом составе Риллинг в КЗЧ дирижировал в Москве 25 ноября 2014 года «Страстями по Матфею» и 10 ноября 2015 года Missa h-moll И. С. Баха.
Из своего обширного кантатно-ораториального наследия только три сочинения Бах назвал ораториями. Это Оратория на Вознесение Христово» BWV 11; Рождественская оратория BWV 248 и «Пасхальная оратория» BWV 249.
Самая известная из них и чаще всего исполняемая – «Рождественская оратория» – состояла из шести частей (в буклете называемых кантатами) написанных на основе ранее сочиненных в разные годы церковных кантат по случаю Рождества Христова.
Эти части должны были исполняться по одной в день в храмах св. Фомы и св. Николая в течение Рождественских праздников: с 25 декабря (Рождество) по 6 января (праздник Богоявления; в России его чаще называют Крещение).
Все шесть частей пронизаны одним настроением и объединены сквозным сюжетом Священной истории, изложенной в Евангелиях (от Луки и от Матфея).
При сочинении церковных кантат Бах внимательно следил за соответствием читаемых текстов их интерпретации в музыкальных номерах. В ораториях, поскольку они не предназначались для богослужений, Бах позволял себе некоторое отступление от порядка чтения Евангелия в день исполнения той или иной кантаты.
Чтобы оратория представала единым целым, а не отдельными кантатами, случайно собранными, – заблаговременно, в виде брошюры, было издано её либретто. С ним можно было ознакомиться перед концертом или заранее дома.
Состоит оратория из 64 номеров, распределённых по темам следующим образом:
- Рождение Младенца (№№1–9, первый день Рождества, Лк. 2:1, 3-7);
- Благая весть (№№10–23, второй день, Лк. 2:8-14);
- Пастухи у яслей Младенца (№№24–35, Третий день, Лк. 2:15-20);
- Младенец наречён Иисусом (№№ 36–42, Новый год, праздник обрезания, Лк. 2:21);
- Волхвы у царя Ирода (№№43–53, первое воскресенье после Нового Года, Мф. 2:1-6);
- Поклонение волхвов (№№54–64, Богоявление, Мф.7-12).
В этом концерте были исполнены первые три части и последняя, шестая.
Восприятие каждой из кантат при их исполнении по одной в день, разумеется, не может совпадать с восприятием их подряд в одном концерте. Острота такого восприятия от кантаты к кантате притупляется.
Да и вообще концертное исполнение не может не отличаться от исполнения в храме. Там эмоции носят более духовный, возвышенный характер, нежели в концертном зале. Они менее открыты, но более искренни. К этому располагает сама обстановка в храме.
К тому же в церкви звучит проповедь и чтение Библии. Всё это усиливает воздействие кантат в церкви.
В концерте – факторы отсутствия слова и присутствия случайных, далёких от христианства, слушателей должны чем-то компенсироваться. Этим оправдано повышение градуса эмоциональности музыки.
Кстати, а может быть, стоит и в концертном исполнении читать на русском языке те фрагменты из Священного писания, которые звучат в церкви с этими кантатами? Тогда и осмысление музыки могло бы быть на порядок глубже.
Это было бы полезно и для русской церковной музыки, исполняемой на церковно-славянском языке, который сегодня не понимают абсолютное большинство людей, даже верующих. А исполнять русскую духовную музыку на современном русском – то же самое, что петь по-русски итальянскую оперу. Ведь просодия церковно-славянского языка много музыкальнее современного русского.
Эмоциональный градус исполнения 7 декабря Гельмутом Риллингом «Рождественской оратории» был очень высок. Несмотря на свои 83 года, физическую слабоватость и экономный жест, Риллинг держал ансамбль очень твёрдо.
Даже в молодых музыкантах он сумел воспитать чувство стиля и вкус. Это практически ансамбль солистов.
Гельмут Риллинг: “Долг каждого музыканта — исполнять современную музыку”
Праздничный тон всему исполнению задали в № 1 ликующая труба Макса Вестерманна и литаврист Золтан Варга, который играл на старых котлах очень приятного тембра мягким, рокочущим звуком.
Хорошие соло выдавала концертмейстер ансамбля Рахель Мария Риллинг, а ещё лучше звучал виолончелист Давид Адорьян. Замечательно играли Матье Госи-Анслени – флейта и Тьяина Ваке-Валькер – гобой.
Ансамбль солистов Риллинг привёз первоклассный. В первом отделении возникли было претензии к сопрано Юлии Софи Вагнер, но у неё там было только одно соло № 7 Хорал «Er ist auf Erden Kommen arm», в котором она была вокально зажата.
После антракта, однако, она запела хорошо, ни в чём не уступая своим коллегам, особенно в дуэте с басом из кантаты № 3 «Поклонение пастухов» N 29 «Herr, dein Mitleid». Хорошо прозвучала вторая её сольная ария N 57 «Nur ein Wink».
Партию альта прекрасным вокалом и с великолепным пониманием стиля исполнила испанская меццо-сопрано Лидия Виньес Кёртис. С блестящим басом Тобиасом Берндтом мы уже знакомы по оратории Гайдна «Сотворение мира» в 2013 г. и Мессе си минор И. С. Баха в прошлом году.
Но даже в таком созвездии солистов – всех превзошёл тенор Мартин Латтке. Я уже и не припомню, слышал ли я когда-нибудь живьём такого великолепного тенора в кантатно-ораториальном жанре. Он прекрасно и ровно провёл всю свою огромную и сложнейшую партию (у него 15 номеров, включая дуэт с басом).
Версия, исполненная Риллингом, состоит из 46 номеров: сопрано – 5 (включая один дуэт), альт – 5, тенор – 15, бас – 7 (включая два дуэта), хор – 15. Такой расклад по голосам показывает, что главная роль в оратории принадлежит тенору (исполняющему, как и в баховских Страстях, главным образом роль Евангелиста) и хору.
Большой хор «Мастера хорового пения», руководимый Львом Конторовичем, в сотрудничестве с Гельмутом Риллингом демонстрирует высший класс профессионализма мирового уровня.
Хочется надеяться, что свидание московских слушателей с Гельмутом Риллингом и его ансамблем было не последним.
Владимир Ойвин