Музыкальный театр на Новом Арбате готовится к возвращению в родной особняк на Большой Никитской, который после реконструкции, по словам худрука «Геликона» Дмитрия Бертмана, обещает стать «самым красивым зданием столицы».
Сегодня, 21 августа, труппа «Геликон-оперы» собралась в родном театре после летних каникул. Хотя и не совсем правильно называть это каникулами, можно сказать, что в «Геликоне» один сезон плавно перетек в следующий.
Так, 9 августа в усадьбе «Коломенское» на открытом воздухе, практически в «исторических декорациях» перед Церковью Вознесения Господня прошла опера Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Шостаковича — с погодой тогда повезло, хотя прогнозы были неважные, и сложная технически постановка удалась блестяще. По словам художественного руководителя «Геликона» Дмитрия Бертмана, спектакль в усадьбе «Коломенское» при заинтересованности его руководства мог бы стать началом большого оперного фестиваля на открытом воздухе в Москве.
Сбор труппы после летнего отпуска в любом театре — событие сразу и торжественно-официальное, и домашнее, камерное, но в «Геликоне» действительно почти семейная, очень уютная атмосфера, в которой с одинаковой ценностью звучат из уст худрука отчеты и о количестве сыгранных в прошлом году спектаклей, и о числе появившихся в театре семейных пар.
Но началось общение Дмитрия Бертмана перед своими отдохнувшими «подчиненными» с рассказа о реконструкции старого здания «Геликона» на Большой Никитской улице, которую Бертман полушутя назвал «самым главным спектаклем и самой важной премьерой». Начавшаяся в 2008 году реконструкция и строительство новой сцены близится к концу, заместитель мэра Москвы по вопросам строительства Марат Хуснуллин держит работу под личным контролем.
“Я часто бываю на стройплощадке, работа продвигается очень быстро, сейчас там трудятся 270 человек в две смены — реконструкция идет круглосуточно. За акустику в новом здании отвечает Анатолий Лившиц, которому удалось сохранить при реконструкции Большого зала Московской консерватории его уникальные свойства. Очень хочется скорее переехать туда, это будет самое красивое здание в Москве и «театр счастья».
— рассказал коллегам Дмитрий Бертман.
После этих столь поэтично изложенных новостей Бертман подвел итоги прошлого сезона в «Геликон-опере». Всего было сыграно 156 спектаклей, в том числе 26 постановок прошли на выездных площадках: в Кремлевском Дворце съездов, Большом театре, «Крокус Сити Холле», ВВЦ, Большом зале Московской консерватории, в театрах «Новая опера», Театре имени Вахтангова и даже в Кафедральном соборе непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
А в аэропорту «Внуково» «Геликон» принял участие в фестивале «Серебряные крылья» — солисты театра тогда прямо в зале регистрации исполняли популярные советские песни в «оперных» вариантах. Это вошло в шутливый и ностальгический фильм о прошлом сезоне «Геликона», который традиционно показывают на первом сборе труппы.
На Новом Арбате театр существует в стесненных условиях, на одной сцене приходится и давать спектакли, и репетировать. Поэтому премьера пока намечается только одна, но яркая ― 3 октября в «Геликоне» — «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха в постановке Дмитрия Бертмана. Это опера-буффа, но в мировых театрах оперетты его не ставят, так как в ней несмотря на жанровую «легкость» — сложнейшие оперные партии.
28 октября на исторической сцене Большого театра состоится празднование юбилея Елены Образцовой, постановщиком которого станет Дмитрий Бертман, а участвовать в нем будут Анна Нетребко и другие мировые оперные звезды. В начале 2015 года в геликоновской опере «Демон» выступит Дмитрий Хворостовский. Худрук «Геликона» надеется, что многих отечественных звезд, выступающие в основном за границей, можно будет чаще увидеть на московской сцене, когда театр переедет на Большую Никитскую.
Сейчас же в зале театра на Новом Арбате поднялся гул удивления и недоверия, когда Дмитрий Бертман представил нового солиста Александра Клевича, которому… 18 лет. Худрук «Геликона» взял его в труппу сразу после первого предварительного прослушивания в ГИТИСе, куда Клевич пришел поступать на факультет музыкального театра. И уже в октябре он будет петь в «Прекрасной Елене» партию Париса, одну из главных.
“Я окончил Колледж имени Гнесиных, отдел хорового дирижирования, и собрался поступать на курс Дмитрия Александрович. Мне очень повезло, так как трудно куда-либо устроиться даже с высшим театральным и музыкальным образованием. Не буду предполагать, из-за чего именно меня взяли в «Геликон» — пусть зрители сами судят.
— рассказал Александр Клевич.
О «семейной» атмосфере «Геликон-оперы» в начале было сказано не для красного словца. В прошедшем сезоне в театре сложились четыре новые семейные пары и родилось двенадцать детей. И когда присутствуешь гостем на этой дружеской встрече коллег-геликоновцев, понимаешь, что эти новости, хоть и встречаются со смехом, так же важны для них, как возвращение в родной дом на Большой Никитской и амбициозные планы по дальнейшему покорению московской публики.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель музыкального театра «Геликон-опера», народный артист России:
“Не хочу рассуждать, что нового будет в нашей постановке «Прекрасной Елены» Оффенбаха по сравнению со всеми предыдущими. Точно могу сказать, что эта опера должна принести в первую очередь радость — мир и так «задраматизирован», и в наше время очень важно иметь в репертуаре спектакль, на котором зритель отдыхает от всего того страшного, что окружает нас в жизни.
Опера изначально написана как сатира на современную ей действительность на древнегреческом материале — истории о похищении Елены Троянской, из-за которого началась война. Какая-то актуальность в нашей постановке будет, но мы будем играть в первую очередь любовную историю, оперу-буффа в чистом виде. До этого в Москве ее ставил всего однажды Владимир Немирович-Данченко. Поэтому наша «Прекрасная Елена», можно сказать, будет эксклюзивной.
В целом же, настроение перед новым сезоном определяется ожиданием переезда. Я надеюсь, что переехать в отреставрированное историческое здание на Большой Никитской мы сможем уже в конце этого сезона. Работа там идет очень активно, и приятно, что власти Москвы вплотную занялись нашим театром.
Иван Шипнигов, Вечерняя Москва