Лучший аккордеонист мира Ришар Гальяно сорвал овации в Воронеже, выступив на Платоновском фестивале с молодежным симфоническим оркестром. Его “уличный” инструмент прозвучал на сцене оперного театра свежо и органично. Причем не только в танго и вальсах, но и в музыке эпохи барокко.
Ришар Гальяно, который активно гастролирует уже лет сорок, приехал в Воронеж загодя и пару дней шлифовал программу с местным оркестром.
“В юности все давалось легко, а теперь приходится каждый день делать специальную гимнастику для кистей и пальцев рук, чтобы сохранить беглость. Не я первый скрестил аккордеон, баян или бандонеон (французскую гармонику. – “РГ”) с классической музыкой. Таких солистов много и в России.
От русских коллег меня, думаю, отличает простота исполнения – например, с годами я понял, что при игре с оркестром лучше опираться на партитуру скрипки. С музыкальной точки зрения аккордеон так же интересен, как скрипка, разница лишь в том, что в ней вибрация создается с помощью струн, а у нас действуют язычки.
Аккордеон – очень близкий к народу инструмент, и я стараюсь избегать излишнего академизма в подаче материала. Не хочу отгораживаться от публики”,
– признался гость.
Воронежский зритель с первых нот оценил эту “свойскость” мировой знаменитости, раскрепостился и бурно реагировал на каждое произведение. Концерт Баха для скрипки с оркестром, “Времена года” Вивальди и Астора Пьяццоллы, пара опусов самого Гальяно – программа была составлена так, чтобы и слегка удивить необычным звучанием классики, и не обмануть ожидания тех, кто пришел послушать прежде всего танго и вальсы.
Нельзя сказать, чтобы замена партии скрипки на партию баяна (за рубежом такого термина нет, инструмент называют просто кнопочным аккордеоном) открывала в барочной музыке новые смыслы. Скорее это делало и без того любимые народом произведения более “домашними”. А вот сочинения Пьяццоллы и Гальяно звучали образцово без всяких оговорок. После знаменитого вальса “Марго” на бис публика рукоплескала и кричала “браво” несколько минут.
“Наш французский стиль мьюзет (который я смешиваю с классикой и джазом) – национальное достояние. Правда, теперь он уже не очень распространен. Но когда туристы думают о Париже – город ассоциируется у них как раз с танго мьюзет. Я думаю, что в любой импровизации надо стараться сохранить свои национально-культурные особенности, но кому-то из моих земляков и коллег интереснее подражать Моцарту или американским джазменам. Это их право!”
– сказал Гальяно.
Музыкант тепло отозвался о Воронеже, отметив его радостную атмосферу. В Европе, по мнению Гальяно, люди более напряжены, озабочены политическими событиями, молодежь боится безработицы и кризиса:
“А у вас как-то больше оптимизма. Я глубоко понимаю и разделяю любовь к России, которой славится Жерар Депардье. Это не всем понятно. Наверное, надо покататься по миру с мое, чтобы по достоинству оценить атмосферу вашей страны”.
Татьяна Ткачева, “Российская газета”