24 часа в сутки. Именно так работает Большой театр.
В течение дня здесь меняется несколько бригад. Кто-то приходит за несколько часов до начала спектакля, а кто-то уходит через 8 часов после его окончания. За кулисы главного театра страны заглянула съёмочная группа телеканала “Культура”.
Кажется, именно так заканчивается любой день в главном театре страны. Аплодисменты, крики “браво”, цветы.
Выходя из зала, счастливые зрители даже не подозревают, что начинает происходить за кулисами. Балерины ещё не успели покинуть сцену, а испанского дворца – как не бывало, декорации исчезают на глазах.
Огромной бригадой монтировщиков руководит молодой человек Николай с идеальной для такого места работы фамилией – Григорович. Он – старший мастер сцены.
“Сейчас ребята скатывают в тубус линолеум, разбираем поворотные жесткие кулисы – она имеет две стороны. Руковожу я по рации, даю команду операторам, которые опускают те или иные штанкеты, которые нам нужны”,
– рассказал Николай Григорович.
Демонтаж одних декораций и полную установку других должны осуществить за ночь. К восьми утра отработают поочередно три смены монтировщиков.
А к 9 утра в Большой театр приходят уже работники пошивочного цеха. Из окна их мастерской – роскошный вид на квадригу Аполлона.
Анна Букреева раньше работала в цехе росписи тканей, теперь – специалист по декоративной отделке костюмов. Сейчас реконструирует платья для вальса цветов из “Щелкунчика”.
“Нам очень важно, чтобы каждый раз у нас была сказка, и чтобы каждый раз она была свежая и необыкновенно волшебная. Поэтому восстанавливают все детали на костюмах – обновление поеток, веточек, цветочков, лепесточков, и это всё играет очень большую роль, все детали являются главными”,
– отметила Анна Букреева.
За три часа до начала спектакля должна быть на своём рабочем месте Елена Стребкова. Она – гримёр-постижёр. Работает в Большом больше 30 лет.
Её задача – не только загримировать всех артистов, но изготовить для них парики, усы, бакенбарды. И для каждого выступления отчистить их от лака и клея, вычесать, завить.
“Триста градусов – легко можно обжечься. Но они хорошо завивают волосы”,
– объяснила Елена Стребкова.
А в это время контролёрам билетов Большого уже раздают буклеты и программки к вечернему спектаклю. Печатают их в собственной типографии.
“В этот кабинете приходят ко мне 30 контролеров, которые на всех этажах, ложах, ярусах продают буклеты, рассаживают зрителей – в этом наша работа заключается”,
– рассказала старший контролер Большого театра Наталья Панова.
В Большом театре, где работают три с половиной тысячи человек, по минутам расписан каждый из 24-х часов. Сотни человек трудятся за кулисами, чтобы этот зал снова наполнился, погас свет, и повторились крики “браво” и восторженные аплодисменты.
Ирина Разумовская, Новости культуры