Анна Нетребко объединила Большой театр и “Метрополитен-оперу”.
Легендарные театры официально объявили, что впервые в истории приступают к осуществлению трех совместных оперных постановок.
В течение трех сезонов с 2019 по 2022 год в афишах двух театров будет появляться по одной коллаборации. В 2020 году это “Аида” Верди, следом “Саломея” Рихарда Штрауса и “Лоэнгрин” Вагнера.
В каждой из премьер, как в Москве, так и в Нью-Йорке, будет занята самая знаменитая оперная дива мира – Анна Нетребко. В “Аиде” и “Саломее” она исполнит заглавные партии, а в “Лоэнгрине” выйдет в роли Эльзы.
Хотя до старта проекта более двух лет, в Белом фойе Большого театра уже состоялась его презентация. О грядущей работе рассказали генеральный директор Большого театра Владимир Урин и генеральный менеджер “Метрополитен-оперы” Питер Гелб, который ради этого прилетел в Москву.
За постановку “Аиды” возьмется обладатель премии “Тони” американец Майкл Майер, к “Саломее” обратится немецкий режиссер Клаус Гут, а “Лоэнгрина” будет ставить англичанин Фелим МакДермотт.
Все трое – признанные оперные режиссеры, но в России они еще никогда не работали. Канадец Янник Незе-Сеген, который займет пост музыкального руководителя Мет с сезона 2020/21, будет дирижировать премьерами в Нью-Йорке; в Москве – “Аидой” и “Саломеей” – музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев.
Кто встанет за дирижерский пульт вагнеровской оперы у нас, пока не определено. Но Анна Нетребко и тут, и там будет обязательно.
Большой театр трижды гастролировал на сцене Мет – в 1959, 1975 и 1991 годах, тогда как труппа “Метрополитен” не выступала в России никогда. Первыми премьеру “Аиды” увидят американцы, а вот “Саломею” и “Лоэнгрин” сначала покажут в России.
Предполагается, что все постановки, кроме “Аиды”, выдержат четыре серии показов – по две серии в течение двух сезонов. “Аида” же, будучи одной из самых популярных опер, задержится в репертуаре театров много дольше. Будет изготовлено два комплекта декораций, бутафории и костюмов, чтобы избежать необходимости транспортировки через океан.
За “материальную” часть постановок Большой театр будет отвечать за двоих. Питер Гелб с неподдельным восхищением отзывался о работе мастерских Большого:
“Здесь трудятся настоящие профессионалы своего дела, а его мастерские являются одними из лучших в мире. Мы очень рады нашему сотрудничеству с таким прославленным театром, как Большой”,
– заметил руководитель Мет.
Впрочем, обе стороны не скрывают, что много деталей предстоит уточнить и разрешить: и габариты, и технические параметры сцен театров различаются. Законодательство России и США к копродукции предъявляет разные требования.
Владимир Урин признался, что, рассказывая о планах Большого Владимиру Путину, говорил и об этом проекте. В ответ Питер Гелб заметил, что с Трампом работу Мет не обсуждал, и вообще американское правительство далеко от культуры и судьба театра зависит от щедрости частных жертвователей.
“Подобные проекты помогают лучше понимать друг друга. И часто вопросы, которыми задаются политики, легко разрешают люди искусства и проблем во взаимоотношениях между странами становится намного меньше. Главная наша задача, что спектакли получились достойные нашего сотрудничества”,
– заключил Владимир Урин.
Мария Бабалова, Российская газета