Пианист-виртуоз Давид Фрэ “спел” Шопена и Шуберта.
На своем сольном концерте звезда современной академической музыки Давид Фрэ играл в одном отделении Шопена, в другом – Шуберта. Сочетание сколь простое, столь и изысканное.
Любопытно, что вот уже второй раз (первый концерт Фрэ прошел в январе в Московской консерватории) гастроли пианиста-виртуоза организовывал промоутер, занимающийся обычно рок-звездами первой величины и разного рода кроссовер-проектами (последний их стадионный концерт – сам Стинг): деятели концертного бизнеса заходят на поле “настоящей” классики и при этом ухитряются продавать полные залы.
Ни к кроссоверу, ни к поп-культуре вообще Фрэ, впрочем, отношения не имеет – и даже ни в каких почетных коллаборациях с корифеями масскульта замечен не был.
36-летний Давид Фрэ прославился, когда в середине нулевых на хорошем классическом лейбле Erato вышли два его альбома. Сперва CD с экстравагантным сочетанием Баха и Булеза. Чуть позже – диск с клавирными концертами Баха. Потом он играл романтиков, но именно к альбому с мазурками, ноктюрнами и полонезами Шопена подбирался, по его словам, пятнадцать лет.
В этом году выпустил альбом Chopin. Фредерик Шопен – композитор эмоционально внятный, очень “изобразительный” и при этом сложный технически – tour de force для любого пианиста. В нем Фрэ явно нашел свое.
Пианист в белом пятне прожектора. Гигантский, неуютный Светлановский зал на два часа превратился в очень интимное пространство, сжавшееся до одного человека, одной пары ушей. Даром что людей – почти полный зал.
Включая детей младшего школьно возраста, туго спеленутых в крахмальные рубашечки и удушаемых галстуками-бабочками; но и они оказались загипнотизированы романтикой Фрэ.
Первое отделение началось с тех же произведений, что идут первыми на шопеновском альбоме Фрэ: Ноктюрн ми-бемоль мажор, ор. 9, № 2 и Ноктюрн до минор, ор. 48, № 1. Далее – грустная Мазурка до-диез минор, ор. 63, № 3.
Говорить что-то про технику пианиста тут бессмысленно: она – фантастическая; это – магия. Рояль поет – голосом печально-задумчивым, так, что настроение, состояние и содержание музыки Шопена пленяют с первых тактов и понятно всем.
Публика пытается хлопать между номерами – но быстро перестает, осознав: это надо слушать, ничем не сбивая настрой…
Второе отделение отдали Сонате № 20 ля-мажор D959 Франца Шуберта – произведение, чуть более сложное для восприятия, но сочетание двух частей получилось идеальным.
В 2008 году журнал BBC Music Magazine назвал Давида Фрэ “Лучшим новичком”. В том же году французский телеканал ARTE показал фильм про яркого новичка – “Свингуй, пой и думай”. Эти слова – творческое кредо пианиста.
Лауреат многих премий. В дискографии – записи произведений Баха, Моцарта, Пьера Булеза, Шуберта, Шопена и Листа. Женат на Кьяре Мути – дочери дирижера Риккардо Мути.
Александр Беляев, Российская газета