В «Геликон-опере» – премьера.
На сцене студенты ГИТИСа (воспитанники мастерской Дмитрия Бертмана) представили оперу Микаэла Таривердиева «Женитьба Фигаренко». Произведение с непростой судьбой никогда не исполнялось при жизни композитора.
«Женитьба Фигаренко» – последняя опера Таривердиева. Закончена 28 лет назад, в год, когда был создан театр «Геликон-опера», и вот теперь здесь мировая премьера.
Среди почетных гостей в этот вечер – Вера Таривердиева. В ее руках уникальный документ – это рукопись Микаэла Леоновича. Как и многие другие свои произведения, писал карандашом, почти без правок.
«Ему приходили замыслы моментально, причем целого произведения. Он садился и играл, а потом уже писал партитуру. Себя композитор записывал на диктофон, чтобы не забыть»,
– рассказала президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева.
Закончив клавир, партитуру композитор так и не создал. Пожалуй, единственная опера, посвященная эпохе Перестройки и отразившая ее дух, не нашла в 90-х отклика у современников. И вот, почти тридцать лет спустя, к опере обратился Дмитрий Бертман.
«Эта опера написана конкретно под то время, о котором он писал, вот об этом перестроечном времени. Это невозможно перенести в другое время. Это абсолютно новое произведение, где есть фантастические роли, потрясающие характеры»,
– отметил генеральный директор, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
Худрук «Геликон-оперы» решился на эксперимент. Он предложил постановку в качестве дипломного спектакля студентам ГИТИСа. Они первые исполнители.
«Про времена Перестройки они не знали вообще ничего, потому что ребята – 1994 года рождения. И что такое приходить в универмаг, когда тебе выдают талон, они вообще не понимали. И мне кажется, они до сих пор не понимают, что такое дефицит, потому что они живут в эпоху затоваривания»,
– рассказала режиссер-постановщик Галина Тимакова.
«Женитьба Фигаренко» – это ремейк «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Имена героев изменены, но узнаваемы. Главный герой стал парикмахером Фигаренко, граф Альмавива – зампредом горисполкома Альмавивовым, паж Керубино – журналистом Керубиновым.
«Я смотрел репортажи 80-90-х годов, но я скорее сделал такую коллаборацию из разных журналистов»,
– признался певец Михаил Мышлянов.
«Мою героиню зовут Варя Сюзонова. Это прическа на первую сцену, на самом деле у меня будет такая пышная грива. Эдакий рабочий хаос»,
– рассказала певица Елизавета Нарсия.
Герои собираются открыть частную парикмахерскую. Страсти, интриги и переодевания, как и «Свадьбе Фигаро», но в советскую эпоху. Таривердиев считал «Женитьбу Фигаренко» своей лучшей оперой, его уникальный клавир теперь будет храниться в «Геликон-опере», а дипломный спектакль студентов ГИТИСа мастерской Дмитрия Бертмана станет частью репертуара театра.
А у исполнителей впереди конкурс на поступление в театр.
Лидия Алёшина, Новости культуры