1 апреля 2017, в день своего пятнадцатилетия, фонд AdVita («Ради жизни») провел на Новой сцене Александринского театра благотворительный музыкальный фестиваль «SEASONS: 5.0».
Фестиваль, организованный в сотрудничестве с петербургским камерным оркестром «Дивертисмент» под руководством заслуженного артиста России Ильи Иоффа, стал однодневным литературно-музыкальным марафоном.
С 13.00 до 21.30 пять концертов, объединенных общей темой, представили сочинения Антонио Вивальди, Астора Пьяццоллы, Петра Чайковского, Кейко Фуджие, Леонида Десятникова.
Каждому музыкальному произведению предшествовала лекция, где о феномене годового цикла в искусстве разных времен и народов рассказывали искусствоведы Алексей Лепорк и Марина Козловская, музыкальный критик Артем Варгафтик, антрополог Светлана Адоньева. Автором идеи выступила Лидия Коваленко (камерный оркестр «Дивертисмент»).
Новая сцена Александринки — место, куда хочется возвращаться и поклонникам драматургии малых форм, и любителям современной режиссуры, и знатокам новой музыки. Как-то всё здесь умело организовалось и удачно сошлось: расположение, вмонтировавшее здание вглубь ряда исторических домов набережной Фонтанки, эксклюзивная «парадная» лестница, ненавязчивый хай-тек интерьеров, приветливые девушки-капельдинеры (к слову, и недорогие билеты).
Названное, разумеется, — в дополнение к продуманной репертуарной политике. При этом музыка Новой сцены — не отвлеченное понятие, а вполне конкретное явление. Такого обилия музыкальных проектов и программ вы не найдете на больших и малых сценах других театров драмы.
Уже стали регулярными и сформировали заинтересованную аудиторию такие форматы, как «Живой звук», «Новая музыка на Новой сцене», «Джаз на Новой сцене», где самые интересные и не чуждые смелому эксперименту группы и исполнители из независимой музыкальной среды нередко выступают с «открытыми репетициями», позволяющими преодолеть дистанцию между зрителями и артистами.
Так, 20 апреля «Живой звук» представил программу «Moving Music: Концерт смартфонов» с интригующими опусами Андрея Бундина и Ксавье Гарсиа для хора смартфонов и ударных.
При поддержке Гёте-института продолжается проект «Берлинская филармония live» в программе «Окно в Европу» — общедоступные прямые трансляции и записи лучших концертов самого престижного концертного зала Европы на большом экране («Парижская филармония live» также действует).
Новый музыкальный цикл в рамках программы «Экспертиза» совместно с культурно-образовательным проектом «Слушай сюда» начат в январе нынешнего года: это серия встреч с выдающимися современными композиторами «Сочинение на тему».
Как композиторы взаимодействуют с миром, с другими композиторами, с другой музыкой, что их волнует и чем они хотят поделиться с нами? Уже прошли встречи с композитором и пианистом Антоном Батаговым («Разговоры не в Фейсбуке»), а также с композитором, мыслителем, писателем, знатоком древней и современной музыки Владимиром Мартыновым (автор назвал эту встречу «Книга Перемен и Танцы Кали-Юги»).
Вернемся к благотворительному музыкальному фестивалю «SEASONS: 5.0», состоявшемуся 1 апреля. Ненастная погода не помешала заинтересованной и по-настоящему «своей» публике посетить его концерты. В заполненном зале слушателей не покидало ощущение личной сопричастности, единого дыхания и порыва. Безусловно, произошло культурное событие, его организаторы и кураторы в завершение этого трудного дня эмоционально благодарили участников и Александринку, в первую очередь «худрука» Валерия Фокина и руководителя отдела по связям с общественностью Новой сцены Оксану Токранову.
Все пять концертов и предварявшие их лекции и дискуссии достойны подробной рецензии. Мы же выделим заключительную и кульминационную часть этой насыщенной программы, посвященную представлению опуса одного из крупнейших композиторов наших дней петербуржца Леонида Десятникова.
«Русские сезоны» — произведение для скрипки, сопрано и струнного оркестра, написанное Десятниковым в 2000 году для всемирно известного скрипача Гидона Кремера.
Сам автор так характеризует это сочинение:
«В основе — аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге Е. Н. Разумовской “Традиционная музыка Русского Поозерья”… В произведении двенадцать частей, как во “Временах года” Чайковского, но композиция “Русских сезонов” скорее напоминает цикл вивальдиевских концертов.
Каждая часть связана с определенным моментом православного или традиционного земледельческого календаря… Соединение солистов и оркестра, продуцирующих блеск, элегантность, европейскость, с таким изначально “корявым” (хоть и прекрасно-корявым — я говорю о фольклорных источниках) материалом вполне можно определить как “столкновение”, “конфликт интересов” и т. д. … Возможно, “Русские сезоны” — поиск национальной культурной идентичности?»
Нельзя назвать несложившейся исполнительскую судьбу концертного сочинения, на музыку которого, в частности, поставлен балет в Большом театре. «Русские сезоны» Десятникова — произведение легендарное с момента премьеры на фестивале в далекой карельской Костамукше в 2000 году.
Что же касается балетной версии, то само название и, разумеется, музыка инспирировали для хореографа Алексея Ратманского такой шаг. Балет Ратманского возник на перекрестке русского балета, фольклора и авангарда и стал удачной попыткой «национального самоопределения», возвращения к корням.
«Возвращение» состоялось в Америке, где в 2006 году основанная Джорджем Баланчиным труппа «Нью-Йорк сити балле» показала мировую его премьеру, имевшую прекрасную прессу. В 2008-м одноактный балет «с русскими корнями» впервые вышел на сцену Большого театра а затем был возобновлен там же в октябре 2015 года.
Совсем недавнее концертное исполнение «Сезонов» ансамблем «Questa Musica», Романом Минцем (скрипка) и Яной Иваниловой (сопрано) прошло в Москве 8 февраля в Октябрьском зале Дома союзов. Однако в Петербурге сюита звучала лишь однажды, четыре года назад. И вот — новая и яркая интерпретация на Новой сцене.
Концерту предшествовал рассказ-презентация фольклориста, профессора СПбГУ Светланы Адоньевой «Календарные мистерии. Этнографические заметки к материалу «Русских сезонов» Леонида Десятникова», где публике были представлены фотодокументы, оригинальные тексты и напевы первоисточника. Ну а далее — выделить на слух эту основу из множества аллюзий и стилевых моделей внутри идиостиля Десятникова, проследить ее фактурное прорастание стали «делом техники» для уже подготовленного слушателя.
Партию сопрано проникновенно спела лауреат международных конкурсов, солистка Пермской оперы Вера Чеканова. Илья Иофф, невзирая на усталость, накопившуюся к пятому за день выходу, по барочному экспрессивно исполнил «миссию» солиста-дирижера. Интересно и красноречиво его мнение о «Русских сезонах»:
«Это одно из лучших произведений конца XX века… То, как композитор выбирает инструменты, та пропорция, в которой в происходящем участвуют голос певицы и струнные, то, как использованы цитаты, как сопрягаются музыка и слово, как выстраивается драматургия и строится форма… — у каждого большого композитора есть несколько таких вещей, по которым его можно изучать. “Русские сезоны” — совершенно точно из их числа».
«Русские сезоны» вместе с «Эскизами к закату» вошли в новый альбом Леонида Десятникова. Альбом вышел в начале нынешнего года на британском лейбле Quartz Music.
Галина Осипова, “СПб музыкальный вестник”