Фестиваль актуальной классики Re:Formers набирает обороты.
Организаторы предлагают поменять взгляд на музыку, которая еще совсем недавно воспринималась как авангардная, а сегодня уже может оказаться в другом статусе. И приглашают исполнителей, готовых к новому прочтению.
Вдохновители фестиваля – пианистка Мария Немцова и саксофонист Виталий Ватуля – представили в Музее Скрябина программу “Без стука.”
А виолончелистка из Нидерландов Дагмар Слагмолен с квартетом саксофонистов в проекте “Разрывая тишину” исследовала взаимоотношения свободы и безопасности.
Еще недавно такую музыку называли авангардной и шокирующей. Но, по мнению Марии Немцовой и Виталия Ватули, именно она определяет сегодня темп жизни. Не вступает в конфликт со временем, отражая проблемы современного общества. Об этом – все три произведения, прозвучавшие на концерте.
“Импульсы” Нины Шенк – словно списаны с большого города. “Соната для саксофона и фортепиано” Вильяма Олбрайта открывает новые техники для музыкантов. На этом фоне “Зеркало в зеркалах” Арво Пярта, стиль которого музыковеды окрестили “белым минимализмом”, кажется старой доброй классикой.
Фестиваль актуальной классики не претендует на реформы в глобальном смысле, но оставляет за собой право показать авангард, который выходит за рамки привычного. Дагмар Слагмолен, виолончелистка из Нидерландов, хедлайнер фестиваля.
Она поставила и сама исполняет перформанс “Разрывая тишину”. Манифест о свободе и выборе. История любви во времена диктатуры. И все это – под музыку Восьмого струнного квартета Шостаковича, который переложен для квартета саксофонов.
Музыканты включаются в игру Дагман, для которой в этом проекте определяющим стало визуальное измерение .
“Для меня важно уйти от традиционных вариантов. Показать, как все взаимосвязано в нашем мире. В данном случае, музыка, слово, пластика дополняют друг друга. Это вызывает эмоциональное напряжение”,
– отметила режиссер, виолончелистка Дагмар Слагмолен.
Фестиваль курсирует из Москвы в Петербург и обратно. А потому, сбудется мечта Дагмар – показать спектакль на родине Шостаковича.
Елена Ворошилова, Новости культуры