Известный канадский дирижер и пианист Янник Незе-Сегён и Филадельфийский симфонический оркестр в последнюю неделю мая покоряют европейские столицы мира триумфальными концертными выступлениями.
С аншлагом прошел минувший вечер в Берлинском Концертхаусе.
Филадельфийский симфонический оркестр, входящий в пятерку лучших американских музыкальных коллективов, славится своей знаменитой вековой историей. Он был основан в 1900 году дирижером Ф. Шелем на основе любительских ансамблей, существовавших в Филадельфии с конца XVIII столетия.
Первое время Филадельфийский оркестр состоял из 80 музыкантов, коллектив давал 6 концертов в год. В течение последующих сезонов состав оркестра увеличился до 100 человек, количество концертов заметно возросло.
За пультом прославленного коллектива в первой четверти прошлого века стояли такие мастера, как Феликс Вейнгартнер, Сергей Рахманинов и Рихард Штраус.
Расцвет концертной деятельности Филадельфийского оркестра связан, прежде всего, с двумя его главными дирижерами: Леопольдом Стоковским и Юджином Орманди. Они вывели его на мировые концертные сцены. В разное время оркестром руководили Риккардо Мути, Вольфганг Заваллиш, Кристоф Эшенбах и Шарль Дютуа, которого с сезона 2010 года сменил молодой энергичный канадец Янник Незе-Сеген.
Филадельфийский оркестр дает около 130 концертов в течение концертного сезона. Весенние гастроли коллектива в крупнейших европейских городах собирают несметное количество публики, билеты на концерты раскупаются мгновенно.
Итак, симфонический вечер в Берлинском Концертхаусе прошел в рамках Дрезденского музыкального фестиваля (Dresdner Musikfestspiele). Программа была посвящена произведениям русских и американских композиторов.
«Смешанные сообщения» – таково название оркестровой партитуры современного американского композитора-минималиста Нико Мюли (Nico Muhly), увлекающегося англиканской церковной и спектральной музыкой.
Сочинение поражает своей многогранностью, смешанной тембровой палитрой красок и динамическим диапазоном.
Нико Мюли посвятил этот опус Филадельфийскому оркестру и маэстро Яннику Незе-Сегёну. Мировая премьера сочинения состоялась в Филадельфии в преддверии европейского тура и имела большой успех у публики.
Специальной гостьей вечера стала выдающаяся немецкая скрипачка с грузинскими корнями Лиза Батиашвили.
Скрипка в ее руках – это целый роман чувств. К какому бы произведению Лиза не обращалась, она непрерывно ведет диалог со своим инструментом, общаясь будто с живым человеком.
Лиза Батиашвили активно перевоплощается на сцене и входит в экстатические состояния, увлекая публику и музыкантов оркестра своей магической, поистине запредельной игрой. Так случилось и с Первым скрипичным концертом Дмитрия Шостаковича.
Стремительные темпы, головокружительная техника в сочетании с обаятельной темпераментной манерой игры ничуть не отразились на смене контрастов драматургии частей цикла. Лиза Батиашвили была неподражаема, ее густой насыщенный звук растворялся в деликатном аккомпанементе оркестра.
Лиза Батиашвили:
«Огромное удовольствие играть Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича с Филадельфийским оркестром. У американских музыкантов всегда есть невероятная энергия и вдохновение. Эти люди свободны и открыты, меня радует их позитивный настрой.
С Янником Незе-Сегёном я просто обожаю выступать, мы осуществили множество разных проектов. Янник находит в каждом концерте новые краски, любые его идеи всегда перспективны. А еще меня часто привлекает активное соучастие в оркестре. Иногда я даже забываю о том, что являюсь солисткой. Здесь, конечно, важна и дирижерская энергия, которой подпитываешься в процессе исполнения».
Концерт завершило эпохальное для Филадельфийского оркестра произведение – Третья симфония ля минор Сергея Рахманинова.
Мировая премьера сочинения состоялась в ноябре 1936 года в Филадельфии с участием оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Позднее, с этим же коллективом симфонию записал сам композитор, бывший еще и превосходным дирижером. Рахманинов боготворил Филадельфийский оркестр. И по сей день там сохранился тот особый мистический звук и чудесная ансамблевая дисциплина.
Оркестр в руках Янника Незе-Сегёна был безупречен. Симфония прозвучала свежо и одухотворенно. Хотелось бы отметить высочайшее мастерство концертмейстеров оркестра, как музыканты слушают друг друга и всецело подчиняются дирижерской воле, ни на секунду не отвлекаясь от богатого музыкального материала рахманиновского полотна.
Публика наградила филадельфийцев щедрыми, продолжительными аплодисментами.
В знак уважения Янник Незе-Сегён преподнес чудесный музыкальный сувенир – Вокализ Сергея Рахманинова (в авторской версии композитора для оркестра).
Из Берлина Филадельфийский симфонический оркестр во главе с Янником Незе-Сегёном отправляется на запад Германии. 27 и 28 мая состоятся выступления американских музыкантов на сцене Концертхауса Дортмунда.
Виктор Александров (Берлин, Германия), ClassicalMusicNews.Ru