Музей театрального и музыкального искусства представил новую выставку “Флора и фауна русского театра”.
Расположилась она в Доме-музее Шаляпина, последней квартире в России великого певца, в лофте, где прежде была квартира, которую Федор Иванович сдавал. Теперь это выставочно-концертное пространство.
“Наша выставка больше рассчитана на детей. Здесь мы общаемся с ребятами, играем, рассказываем о работе театральных художников, хореографов, актеров,
– говорит научный сотрудник фондов музея Елена Федосова.
Экспонируется уникальная коллекция эскизов костюмов для актеров, игравших зверей, птиц, насекомых в спектаклях, которые шли на петербургской сцене с конца XIX до конца XX века в Большом (Каменном) театре, Мариинском, Театре народной комедии, Новом ТЮЗе, в Театре марионеток имени Деммени и кукольном Театре сказки.
“На выставке можно проследить историю развития русского изобразительного искусства. Среди наиболее ранних работ – эскизы бутафории и декораций художника Андреаса Роллера к балету Цезаря Пуни “Конек-Горбунок, или Царь-девица”, поставленному в Мариинском театре в 1864 году,
– подчеркивают кураторы.
Все это – оригиналы. С авторскими пометками карандашом. Здесь и эскизы костюмов Ерша и Карася из “Конька-Горбунка” -1895. Их автор Евгений Пономарев служил художником при петербургской Дирекции императорских театров.
А рядом рыбки, которых одевал Борис Анисфельд – для балетной сцены “Подводное царство” в опере Римского-Корсакова “Садко” (антреприза Сергея Дягилева, 1912 год).
Можно узнать об истории балета “Роман бутона розы”, который стал последней, так и не осуществившейся постановкой выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа (1904). 85-летний мастер был отправлен в отставку. Спектакль создавался для Эрмитажного театра, уже дошло до генеральной репетиции, но разразился скандал.
Главную роль исполняла прима-балерина Мариинского театра Ольга Преображенская, однако этого не могла допустить другая прима – Матильда Кшесинская…
Костюмы нарисовал Иван Всеволожский (а также написал либретто), друг Петипа, экс-директор императорских театров, директор Эрмитажа. Рассказывают, что рисовал он на даче – смотрел на бутоны роз, лилии, ирисы, гвоздики…
“Детали костюмов копируют реальные формы садовых цветов. Это просто справочник садовода-любителя!”
– отмечают музейные работники.
Один из костюмов был предназначен молодому танцовщику Вацлаву Нижинскому (Полосатенькая Бабочка), другой – Михаилу Фокину (Красивая Бабочка).
Рисунки великолепные, выглядят как красивые поздравительные открытки. В собрании музея хранятся крылья бабочек, мотыльков из того балета (они присутствуют на вернисаже), а вот были ли выполнены костюмы – до сих пор неизвестно.
Интересно, что Всеволожский был автором эскизов костюмов к 25 балетам, однако никогда не публиковал своего имени и не признавал авторства, по своему положению считая это неприличным.
ХХ век. Авангардные работы Валентины Ходасевич, начинавшей карьеру театрального художника в 1919 году в Театре народной комедии Радлова. Ее имя стало широко известным в связи с постановкой балета “Бахчисарайский фонтан”, который она оформляла в Большом и Мариинском театрах. И в наши дни спектакль идет в Мариинском театре в декорациях и костюмах по эскизам Ходасевич (1934 год).
На выставке представлены эскизы Ходасевич к спектаклю “Султан и черт”, выполненные на бумаге акварелью.
“Это расцвет театрального авангарда, 20-е годы прошлого века. По ходу спектакля актеры стремительно переодевались и перевоплощались: Змея, она же Судья, Лев, он же Воин, Свинья, он же Лавочник…”,
– разъясняют кураторы.
Костюмы к спектаклю “Снежная королева” в ленинградском Новом ТЮЗе (1939 год) придумывала Елизавета Якунина. Сказку Евгения Шварца ставил тогда режиссер Борис Зон, один из основных деятелей тюзовского движения в СССР.
Много работала в театре Ольга Саваренская. Здесь ее эскизы: костюмы Лисы, Волка, Медведя к сказке “Добрый год” в Театре марионеток имени Евгения Деммени (1981 год). Рядом эскизы кукол Нелли Поляковой к “Черной курице” в Театре сказки (1991) – Алеша и курица Чернушка.
Представлены оригинальные костюмы, выполненные по эскизам Эдуарда Кочергина к спектаклю “Три сестры”, который поставил в 1981 году Георгий Товстоногов в Национальном театре Белграда. В них одевался Ряженый, изображая то козу, то лошадь.
Выставка открыта до 31 мая.
Светлана Мазурова,”Российская газета”