Екатеринбургский оперный готовит премьеру.
Это очередной эксперимент. Правда, в отличие от предыдущих спектаклей, где постановщики предлагали зрителям сюрпризы музыкальные, сюжетные или временные, «Сатьяграха» Филипа Гласса необычна сама по себе.
Минимализм композитора, являющийся визитной карточкой Гласса, по мнению словацкого дирижера Оливера фон Донахьи, для зрителя «проще, чем остальная музыка».
«Почти всегда тот же самый темп, никогда нет никаких изменений в гармонии. Только струнные и духовые инструменты. Но для оркестра — непросто. Сыграть технически — нет проблем. Во-первых, надо терпеть и доводить до конца мелодию, которая, кажется, идет-идет и не останавливается. Во-вторых, очень трудно соединить певцов, хор, оркестр, поскольку на сцене очень много движения»?
— объясняет он основы музыкальной философии Гласса. При этом Оливер отмечает бережное отношение режиссера и художника-постановщика Тадэуша Штрасбергера к музыке Гласса, который считает, что «любая опера — это эксперимент».
«Эстетика постановки может варьироваться. Но, чтобы быть успешным, нужно уважать основу в музыке и тексте»,
— говорит Тадэуш. И фон Донахьи, который прекрасно знаком не только с творчеством Гласса, но и лично с композитором, отмечает:
«О, да! Не каждый режиссер это понимает. Поэтому мне очень нравится, что Тадэуш делает — его работа всегда респектирует (уважает) музыку».
Как рассказал Оливер фон Донахьи, Филип Гласс всегда ищет темы, с помощью которых можно показать, как и куда движется мир. Это присуще и его операм, и музыке к фильмам («Шоу Трумена», «Тайное окно», «Иллюзионист», «Елена» и «Левиафан» Андрея Звягинцева), и даже работе в рекламе. Сюжет «Сатьяграхи» («стремление к истине», «упорство в истине»), как философии ненасильственной борьбы за независимость, не содержит конфликта.
«Она в оппозиции нормальной драматической структуре оперы. Ни я, как режиссер, ни актеры не пользуются обычными приемами. Самое сложное — показать, как можно добиться решения конфликта силой правды. И объяснить новый политический путь нашего бытия»,
— объясняет Тадэуш Штрасбергер.
Тадэуш Штрасбергер, молодой, креативный, стильный, современный, ставивший в Ковент Гарден и Вашингтонской национальной опере — режиссер и художник-постановщик «Сатьяграхи»
О том, как будет показан духовный путь Махатмы Ганди, постановщики, по их словам, «пока не знают».
«Очень важно, что он [Тадэуш Штрасбергер] не написал все, что будет происходить на сцене заранее, дома. Поэтому сейчас получается очень „эластичный“ подход к постановке. Он умеет экспериментировать»,
— говорит фон Донахьи. А Штрасбергер добавляет:
«Я не хочу заставлять себя скучать».
Оливер фон Донахьи был дирижером национальной оперы Праги, главным дирижером национальной оперы Братиславы. И лично знаком с Филипом Глассом, что стало определяющим при выборе дирижера «Сатьяграхи»
С такой личностью, как Махатма Ганди, заскучать сложно. Действие «Сатьяграхи» охватывает период с 1893 по 1914 годы, когда индийский лидер находился в Южной Африке. В опере — три акта, каждый из которых посвящен одному из выдающихся мыслителей ХХ века — Льву Толстому, Рабиндранату Тагору и Мартину Лютеру Кингу. Они извне наблюдают за событиями, происходящими с Ганди, и комментируют их.
«Каждый раз, начиная работать, я по-новому узнаю персонажей. Очень часто мы работаем с героями, которые нам не очень приятны. Но чем больше ты работаешь, тем лучше понимаешь своих героев. И в этот момент не важно — нравится он тебе или нет.
Многие, например, думают, что Ганди, как мать Тереза, олицетворяет земную любовь ко всем. Но, хотя в Южной Африке он столкнулся с несправделивостью по отношению к черным, видел, как они страдают, он никогда не боролся за их права. Я подумал — „О! Оказывается, Ганди не такой уж и герой“. Но потом я задумался, может быть, и правильно, что он не старался помочь всем, а сконцентрировался на одной проблеме»,
— признается Тадэуш.
Около года назад, когда в екатеринбургском театре оперы и балета выбирали оперу для постановки в будущем сезоне, не думали о том, насколько идеология Ганди и философия Сатьяграхи будут так созвучны сегодняшнему дню.
«Лучшую оперу сложно было выбрать — „Сатьяграха“ сейчас очень актуальна. Она разбивает конфликты и находит, как их уничтожить»,
— размышляет Оливер фон Донахьи.
«В целом, наш подход не поменялся. Но каждая секунда важна, и в любой момент что-то может измениться. Но, когда я говорю с хором, рассказываю о „Сатьяграхе“, вижу в глазах людей, что они думают о сегодняшней ситуации и проецируют наш сюжет на жизнь»,
— продолжает Тадэуш Штрасбергер.