Знаковыми и ожидаемыми стали гастроли Приморского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Коллектив под управлением своего главного дирижера Антона Лубченко выступил в начале декабря на прославленной сцене Концертного зала Мариинского театра по личному приглашению маэстро Валерия Гергиева.
Этот концерт стал продолжением цикла выступлений оркестров из российских регионов на мариинской сцене.
Музыканты прибыли в северную столицу утренним поездом из Москвы, где накануне должен был состояться концерт в стенах МГУ, однако, по причине отсутствия света (что само по себе представить просто немыслимо в наш сегодняшний век бурных технологий), мероприятие пришлось внезапно отменить.
Что ж, если не Москва, то Санкт-Петербург оказался более гостеприимным к артистам с Дальнего Востока. Да и вообще, Антона Лубченко связывают узы тесной творческой дружбы с Санкт-Петербургом.
Антон Лубченко:
«После открытия оперного театра во Владивостоке эти гастроли для нас стали одними из самых ответственных в творческой жизни молодого коллектива. Это вдвойне ответственно и для меня, человека, хотя и родившегося в Москве, но получившего образование здесь в Петербурге, в легендарных стенах школы-десятилетки, а затем и Санкт-Петербургской консерватории. Здесь очень много моих друзей и коллег по сцене.
Выступление в Концертном зале Мариинского театра это еще и определенный вызов нашей труппе. Ведь обширная программа концерта, которую мы полтора года репетировали у себя дома во Владивостоке, нашла серьезный отклик у слушателей.
Многие из наших солистов оркестра и хора впервые на новой сцене Концертного зала Мариинки. Мы с вами несколько дней назад были в Пекине в Национальном центре искусств, считающимся одной из лучших акустических сцен мира, тем не менее, нельзя же сравнивать ультрасовременный комплекс Пекина с еще более чуткой акустикой Концертного зала Мариинского театра. Здесь слышен каждый шорох и пассаж каждого из солистов. Наши солисты, я считаю, достойно справились.
Мне хотелось привезти сюда произведения, которые никогда не звучали на этой сцене. Мы достаточно неплохо провели сейчас фестиваль симфоний Д. Д. Шостаковича. Исполненная в Петербурге вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» как нельзя более актуально соответствует нашему сегодняшнему времени, благодаря прозорливым строкам Евгения Евтушенко. Чем больше мы обращаемся к этому произведению, а я дирижировал им уже несколько раз, в том числе и на недавнем московском концерте, с каждым разом я убеждаюсь, что оно, к сожалению, становится все современнее».
Символично, что прошедший Год культуры для труппы театра Владивостока прошел под знаком Санкт-Петербурга. Еще в январе в Приморье успешно стартовал многообещающий фестивальный проект «Мосты культуры: Санкт-Петербург — Владивосток», в котором приняли участие известные музыканты северной столицы.
В качестве ответного хода солисты, хор и оркестр театра привезли в северную пальмиру обширную и разноплановую программу.
Антон Лубченко:
«Культурный обмен гастролями между Приморским оперным театром и Мариинкой на этом не исчерпывается. 14 декабря на нашей сцене будет представлена постановка Мариинского театра оперы П. И. Чайковского «Иоланта» (с участием солистов прославленной петербургской труппы). Ну а музыкальное сопровождение Валерий Гергиев с удовольствием доверил нашему оркестру. Уверен, что данное выступление послужит неплохим стимулом для наших музыкантов и в дальнейшем, связи будут все более и более крепнуть.
Мне также интересен этот творческий взаимообмен энергиями петербургских певцов и музыкантами дальневосточного оркестра, опыт передачи разных музыкальных традиций отразится весьма положительно, я уверен. Я вообще очень люблю дружить, а союз Мариинского театра и Русского оперного Дома Приморья это не только познавательно, но и весьма почетно»
Наряду с вокально-симфонической поэмой Д. Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина» (вокальную партию проникновенно исполнил ведущий солист Приморского театра оперы и балета Евгений Плеханов, бас) первое отделение вечера открылось нечасто исполняемым Концертом-симфонией для виолончели с оркестром С. С. Прокофьева (солистка – концертмейстер виолончельной группы – Елизавета Сущенко). Ее бесстрашная игра, уверенность в темпах и стойкость не могли остаться незамеченными.
Отмечу, что петербургский дебют на сцене Концертного зала Мариинки безусловно стал историческим событием в творческой биографии оркестра. Высокая степень ответственности оправдалась феноменальным выступлением коллектива. Редко, когда музыканты могут показать себя в столь универсальном репертуаре и таких редких произведениях, как, например, III акт из оперы Ж. Массне «Таис».
Мистическое звучание смешанного хора театра и академического хора МГУ, безупречный вокал Василисы Бержанской и Дмитрия Неласова, гибкий аккомпанемент оркестра и чуткое следование штрихам, авторскому замыслу партитуры, эмоциональная манера дирижера, — все это публика прекрасно поняла и прочувствовала.
Для Василисы Бержанской партия грешницы Таис является глубоко личностной. Певица воплотила на сцене яркий образ своей героини, донеся до слушателя гамму чувств и эмоций персонажа.
Еще накануне петербургского концерта за молодой вокалисткой Приморского театра оперы и балета наблюдала вся страна в грандиозном проекте телеканала «Культура» «Большая опера».
Василиса Бержанская:
«Эта партия, пожалуй, самая сложная из тех, которые я знаю. Она сложна и моральна, и физически вследствие очень трудного материала. Глубокий философский сюжет, огромная трагедия происходит с моей героиней.
Так как я к этому не безразлична и безумно влюблена в музыку Ж. Массне, то с нереальным для себя восторгом каждый раз выхожу и исполняю это произведение. С родным оркестром из Владивостока вдвойне приятно мне выступать, потому что у нас очень профессиональный и слаженный коллектив, потрясающий дирижер Антон Лубченко, который ведет артистов за собой и дает четко понять то, что он хочет. И, так как от него исходит такая невероятная энергетика, то хочется всегда как-то быть с ним, ведь это очень помогает при создании образа моей героини.
Я восхищена прекрасной акустикой Концертного зала Мариинского театра, всегда раньше мечтала здесь спеть и наконец-то, этим планам суждено было воплотиться в жизнь. Я невероятно благодарна чуткому и внимательному зрителю, кому довелось побывать на нашем выступлении»
Интенсивность концертно-театральных выступлений приморской труппы ничуть не ослабевает. В середине декабря оркестр завершит монографический фестиваль симфоний Д. Д. Шостаковича. Антон Лубченко продирижирует Десятую и Пятнадцатую симфонии российского композитора.
Вслед за этим концертом в преддверии юбилея П. И. Чайковского, 175-летие со дня рождения которого следующей весной будет отмечать весь музыкальный мир, публику ожидает премьера сказочного балета-феерии «Щелкунчик», а также концертное исполнение оперы русского композитора «Иоланта» с участием мариинских солистов, оркестра и хора Приморского театра оперы и балета под управлением Антона Лубченко.
Виктор Александров, Санкт-Петербург ClassicalMusicNews.Ru