XX Международный фестиваль Earlymusic – первого и крупнейшего в России фестиваля старинной музыки в аутентичном исполнении, который в этом году празднует 20-летний юбилей.
Этот фестиваль, в каком-то смысле, то самое “окно в Европу”, которое открылось в Петербурге еще 300 лет назад.
Хайлайты нынешнего фестиваля – премьера первого русского барочного балета; юбилейные концерты в рифму триумфам 20-летней давности, западные звезды средневековья и барокко; русская поэзия XVIII века в аутентичной декламации своего времени.
С 1 по 31 октября 2017 года в Петербурге пройдет XX Международный фестиваль Earlymusic.
За 20 лет фестиваль изменил музыкальный мир в целой стране: старинная музыка в аутентичном исполнении теперь регулярно звучит в лучших российских театрах и концертных залах, вызывая больший ажиотаж, чем хорошо знакомая классика.
Фестиваль Earlymusic первым проторил путь в Россию для западных звезд старинной музыки, воспитал не одно поколение профессиональных музыкантов-аутентистов, открыл миру незаслуженно забытую русскую музыку XVIII века. Если Петербург – это окно в Европу, то фестиваль Earlymusic – машина времени, которая переносит нас в эпохи Петра Первого, Анны Иоанновны или Екатерины II, в Италию XV столетия или Британию XVII века.
Фестиваль Earlymusic уже возвращал на сцену русские барочные оперы. Теперь настала очередь первого русского барочного балета. 1 октября в Эрмитажном театре состоится премьера балета-аллегории «Союз Ветра и Моря». В 1728 году по заказу русского посла в Стокгольме графа Н. Ф. Головина шведский придворный капельмейстер Юхан Хельмих Руман написал музыку для балета в честь коронации русского императора Петра II.
Хотя история не сохранила следов постановки в Петербурге, танцы из сюиты Румана наверняка звучали при дворе Анны Иоанновны.
Возможно, благодаря фестивалю Earlymusic «Golovinmusiken» Румана впервые увидит сцену в той пышной и цельной форме, ради которой создавалась. Либретто в традициях XVIII века создал немецкий хореограф Клаус Абромайт. Исполнители – танцевальный ансамбль «Барочный балет Анджолини» и ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством художественного руководителя фестиваля Андрея Решетина. Костюмы создает известный петербургский модельер Лилия Киселенко.
У истории, как у поэзии, есть свои рифмы: это очевидно в серии юбилейных концертов фестиваля Earlymusic.
Первый фестиваль Earlymusic в 1998 году был посвящен английской барочной музыке, петербургским триумфом стал концерт знаменитого контр-тенора Майкла Чанса. Спустя 20 лет, 23 октября он снова выйдет на сцену Академической капеллы вместе с сопрано Деборой Йорк и блистательным барочным арфистом Эндрю-Лоуренсом Кингом.
В концерте примут участие Назар Кожухарь и его ансамбль The PocketSymphony – так Earlymusic отпразднует юбилей Факультета исторического и современного исполнительства в Московской консерватории, который был создан ровно 20 лет назад при активнейшем участии Назара Кожухаря.
Музыкально-поэтическим марафоном фестиваль отметит 300-летие крупнейшего поэта XVIII века Александра Петровича Сумарокова. 21 октября в Доме-музее Державина (14.00) его поэзия прозвучит так, как ее читали триста лет назад. Аутентичная декламация станет поистине музыкальным откровением – не меньшим, чем арии из опер на либретто Сумарокова и песни на музыку знаменитого политика, ученого и музыканта, сенатора Г. Теплова.
Западные звезды Earlymusic-2017 хорошо знакомы петербургскому слушателю, но их программы каждый раз становятся открытием. 6 октября в Малом зале филармонии Педро Мемельсдорф и ансамбль Mala Punica (Италия) представят программу «MissaCantilena», которая реконструирует итальянскую литургию рубежа XIV-XV веков.
В те годы в Перудже, Модене, Болонье и Милане в канонических частях мессы звучали пространные цитаты из светских песен, добавляющие к всем известному религиозному тексту тайные аллегорические смыслы.
Как мы знаем, виолончель сменила виолу да гамба на концертной сцене в XVIII веке. Но время можно повернуть вспять: 21 октября (19.00) в Доме-музее Державина великий мастер виолы да гамба Паоло Пандольфо исполнит на своем инструменте «музыку будущего» – виолончельные сюиты И. С. Баха.
31 октября в Яани Кирик программу фестиваля Earlymusic закроет молодой французский барочный ансамбль Nevermind. Квартет впервые выступит в России. В их исполнении музыка французского барокко прозвучит с явственным «французским акцентом», столь драгоценным для знатоков разных национальных стилей XVIII столетия.
XX фестиваль Earlymusic проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Его программа отнюдь не ограничивается вышеупомянутыми концертами. Полная концертная афиша и подробности о двух научно-практических конференциях – на сайтеwww.earlymusic.ru