На берегах Невы продолжаются концерты и спектакли XXII международного музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей». Эстафету мероприятий петербургского смотра подхватил известный американский дирижер Джеймс Конлон.
Если московским меломанам имя этого музыканта знакомо не понаслышке (маэстро долгое время являлся главным приглашенным дирижером Национального филармонического оркестра России), то в Петербурге Джеймса Конлона знают меньше.
Между тем, его появление за пультом оркестра Мариинского театра было воспринято с большим интересом. Особенно, если учесть тот факт, что Конлон согласился провести не только оперные спектакли, но и серьезную симфоническую программу.
Наряду с интенсивной концертной деятельностью в работе с разными оркестрами мира, Конлона очень увлекает музыкальный театр. Его выступления в Нью-Йоркской Метрополитен-опере насчитывают свыше 270 спектаклей и концертов.
Джеймс Конлон – художественный руководитель Оперы Лос-Анджелеса, фестиваля «Равиния» (летняя резиденция Чикагского симфонического оркестра), а также еще одного форума классической музыки в Цинциннати.
Маэстро часто можно увидеть за пультом оркестра в крупнейших оперных театрах мира: Ла Скала, Ковент-Гардене, Чикагской Лирической опере, Римской опере. Особую симпатию Конлон испытывает и к русской опере. На сцене Мет он дирижировал постановки «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича.
На сцене Лос-Анджелесской оперы он продирижировал всю тетралогию «Кольцо Нибелунга» и «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера.
Не обошел вниманием американский маэстро и оперное наследие Бенджамина Бриттена. В прошлом году к 100-летию со дня рождения британского композитора в интерпретации Джеймса Конлона в США и Европе прозвучали шесть его опер, а также ряд симфонических и хоровых произведений.
В Петербурге Джеймс Конлон выступил трижды. Сначала на исторической сцене Мариинки он представил свое прочтение оперной драмы Д. Верди «Макбет». В постановке британского режиссера Дэвида Маквикара были заняты ведущие солисты Мариинки: Татьяна Сержан, Владислав Сулимский, Михаил Петренко и Сергей Скороходов.
Дирижер почувствовал угнетающую атмосферу мрачных сцен оперы, придав музыкальному действу эмоциональную напряженность и внутренний страх. Конлон безупречно соединил ансамбли и большие оперные сцены, внимательно следуя за голосами основных героев спектакля. Оркестр в руках мастера был очень гибок и выразителен.
Особенно это было заметно в следующем концерте американского дирижера – симфонической программе из сочинений В. А. Моцарта и А. фон Цемлинского.
Несколько лет назад Джеймс Конлон организовал проект – «Воскрешение из небытия», целью которого стала необходимость знакомства аудитории с музыкой композиторов, пострадавших от нацистского режима. Дирижером был создан специальный фонд «OREL», посвященный их памяти.
Джеймс Конлон:
«Сейчас мы ликвидируем величайшую несправедливость: реабилитируем музыку композиторов, единственная «вина» которых заключалась лишь в еврейском происхождении или в том, что они пытались противостоять фашистскому режиму. Но это отнюдь не единственная причина исполнения этих произведений.
Я искренне верю, что сегодня мы должны услышать голос «потерянного поколения». Ведь творческое наследие первой половины ХХ века намного богаче, чем нам казалось. Наряду со Стравинским, Штраусом и другими более «удачливыми» композиторами музыкальную культуру той эпохи создавало множество других музыкантов из Берлина, Вены, Праги и Будапешта – евреев, диссидентов и эмигрантов. Именно поэтому я регулярно исполняю эти сочинения, надеясь, что они со временем займут свое место в привычном музыкальном репертуаре».
В этом списке немало имен, одно из них – австрийский композитор Александр фон Цемлинский. В программе концерта прозвучала его фантазия для оркестра «Русалочка», предыктом к которой стал Концерт № 20 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. Солировала молодая французская пианистка Лиза де ла Саль.
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.ru