Майская серия концертов Берлинского филармонического оркестра после гастролей Мариса Янсонса и Пааво Ярви продолжилась не менее триумфальным дебютным выступлением темпераментного итальянца Джанандреа Нозеды.
Сегодня этот музыкант широко востребован на мировой концертной сцене. По версии американского журнала «Musical Awards» Джанадреа Нозеда стал главным дирижером этого года.
В настоящее время итальянский маэстро возглавляет туринский Театр Реджио, параллельно сотрудничает с Филармоническим оркестром Би-би-си (Великобритания) и Оркестром Кадакеса (Испания), а также руководит одним из старейших итальянских музыкальных фестивалей в Стресе.
Джанандреа Нозеда – частый гость знаменитых американских коллективов – Филадельфийского, Чикагского и Питтсбургского симфонических оркестров. С труппой Мариинского театра в Санкт-Петербурге Нозеда сотрудничает с 1997 года. Он стал первым за всю историю театра главным приглашенным дирижером.
В Германии концерты итальянского дирижера случаются нечасто. Тем отраднее было впервые увидеть Джанандреа Нозеду за пультом Берлинского филармонического оркестра. В программе вечера прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов.
Первое отделение открылось музыкой Готфредо Петрасси, одного из ведущих итальянских композиторов XX века. Партита для оркестра, соч. 1932 г. – яркий образец декоративного оркестрового письма, наряду с такими современниками Петрасси как Отторино Респиги, Луиджи Даллапиккола и Альфредо Казелла. Произведение проникнуто неоклассицистской эстетикой в духе Стравинского, Бартока и Хиндемита.
Звучание Берлинского филармонического оркестра было сдержанным и аскетичным. Нозеда хорошо почувствовал настроение и атмосферу каждой из танцевальных миниатюр цикла.
В четырех последних песнях Рихарда Штрауса, продолживших программу вечера, солировала финская певица, сопрано Камилла Нилунд. Она заменила заболевшую накануне концерта немку Ангелу Деноке, которая изначально планировала свое участие в концерте.
Густой бархатистый тембр сопрано Камиллы Нилунд удачно гармонировал с поистине волшебным музыкальным аккомпанементом оркестра Берлинской филармонии.
Кульминацией программы стала интерпретация Джанандреа Нозеды Четвертой симфонии П. И. Чайковского. Это произведение в начале мая итальянский маэстро дирижировал оркестром Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Теперь настал черед и немецкой публике познакомиться с этим глубоко личностным прочтением Нозеды шедевра Чайковского. Джанандреа был невероятно пластичен и свободен за пультом, его волшебные дирижерские руки вдохновляли оркестр на свершение благородных чудес.
Симфония Чайковского засверкала новыми красками, упоительные соло концертмейстеров берлинских филармоников: Альбрехта Майера (гобой), Эммануэля Пайю (флейта) и Штефана Дора (валторна) услаждали слух чарующими переливами созвучий на фоне волшебного аккомпанемента струнных. Джанандреа Нозеда идеально выстроил форму цикла, соблюдая при этом четкий баланс и штриховую гамму оттенков.
По окончании произведения зал ревел от восторга, овациям не было и конца, дирижера несколько раз вызывали на сцену.
Утром следующего дня Джанандреа Нозеда улетел в Турин на репетиции оперы Шарля Гуно «Фауст». Премьера намечена в театре Реджио (Турин, Италия) в начале июня.
Ну, а очередное «симфоническое собрание» Берлинского филармонического оркестра проведет Бернард Хайтинк. Концерты прославленного голландского дирижера состоятся в конце мая на сцене Берлинской филармонии.
Прозвучат Пятая симфония Франца Шуберта и Пятнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича.
Виктор Александров (Берлин, Германия), ClassicalMusicNews.Ru