Притчу о продаже души Игорь Стравинский создал в 1917 году в эмиграции, испытывая острую нужду в деньгах.
Ничего мистического – текст французского драматурга Шарля Рамю идеально подходил для камерной оперы из нескольких картин, предполагавшей минимум сценических средств при их максимальной выразительности. С подобным спектаклем проще было гастролировать и зарабатывать.
Так появилась «История солдата» – одно из наиболее оригинальных и наименее известных в России сочинений Стравинского. Возродить раритет решились в Музыкальном театре имени Станиславского дирижёр Феликс Коробов и режиссёр Евгений Писарев.
В Советском Союзе «Историю солдата» Стравинского зрители услышали в 1970-х. Была только одна проблема с переводом: советские люди не знали, что такое валютные операции и биржевые акции, зато сейчас текст переведен как сто лет назад.
Феликс Коробов дирижировал много версий «Истории солдата», но советский перевод текста, далекий от французского оригинала Шарля Рамю, смещал акценты.
«Был советский вариант языка для нашей публики, которая могла хоть как-то разбираться в происходящим. Год назад начали говорить с Писаревым, что неплохо бы вернуться к относительному оригиналу»,
– рассказывает дирижёр Феликс Коробов.
Евгений Писарев в роли чтеца считает, что все смыслы, даже в этом тексте, максимально приближенном к первоисточнику, до конца не раскрыты.
«Эта история довольно хитрая. И Стравинский, и Рамю вставили свои подтексты, мысли взаимоотношения с тем временем, в котором они жили»,
– отмечает Евгений Писарев. В основе оперы лежит старый, как мир, вопрос о том, можно ли заключив сделку с дьяволом, ее, во-первых, выиграть, а во-вторых, выйти сухим из воды. В версии, показанной в Советском Союзе, был намек на хэппи-энд. В этой счастливого финала нет.
«К сожалению, слова Мелик-Пашаева к этой пьесе относятся в полной мере. Её идея – неизбежность наказания за продажу души»,
– дирижёр Феликс Коробов. Темой продажи души современного зрителя не удивить. Про валютные махинации и про котировки, кажется, тоже все знают. Но разгадать код «Истории солдата» вряд ли удастся многим.
«Вроде бы Стравинский на этом произведении заработал немало денег, и оно было вполне коммерческим для него, но на сегодняшний день это произведение не для всех»,
– говорит Евгений Писарев. В театре пока не решили, какой будет судьба «Истории солдата», – выйдет спектакль за пределы концертного исполнения, или все закончится этой версией.